«Реквием» Верди в память о Галине Вишневской

27 марта болонский Teatro Comunale открыл IV Фестиваль Мстислава Ростроповича исполнением «Реквиема» Джузеппе Верди.

rostrО том, что фестиваль Ростроповича — знаковое событие в столичной музыкальной жизни, свидетельствовало большое количество VIP гостей, среди которых были супруга премьер-министра Светлана Медведева, Наина Ельцина, Юрий Лужков, ректор Консерватории Александр Соколов, певицы Тамара Синявская и Маквала Касрашвили.

В этом году фестиваль впервые проходит без Галины Вишневской. Приветствуя публику Большого зала консерватории, художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович с большой теплотой вспомнила своих выдающихся родителей: «Здесь, незримо для нас, держатся за руки два счастливых и любящих друг друга человека, мои родители. Они вместе с нами будут слушать произведение, которое любили и много раз исполняли».

Болонский Teatro Comunale, который, кстати, основан раньше знаменитого миланского La Scala, выступил в России впервые. С 2008 года главным дирижером оркестра театра является 33-летний Микеле Мариотти.

***

На «Реквием» настраиваешься уже визуально: на сцене яблоку негде упасть, одного только хора человек 70. Из заявленных четырех солистов не смогла приехать из-за болезни сопрано Барбара Фриттоли. На смену ей была вызвана Татьяна Сержан, выпускница Санкт-Петербургской консерватории, активно гастролирующая в Италии, Германии и США. Такая срочная замена — просто героический поступок, который, как сказала Ольга Ростропович, Галина Вишневская наверняка бы оценила. В партии меццо-сопрано выступила итальянка Вероника Симеони, теноровую партию спел Акилес Мачадо (Венесуэла), четвертым солистом был бас Рикардо Дзанеллато (Италия).

Верди написал свой «Реквием» (Messa da Requiem) в 1874 году в память о писателе Алессандро Мандзони, смерть которого он воспринял как личную утрату. На первый взгляд, это произведение — канонический реквием (заупокойная служба) с семичастной структурой, исполняемый на латинском языке. Но чем дольше слушаешь, тем отчетливее узнаешь оперный стиль великого Верди: солисты то и дело объединяются в дуэты, терцеты и квартеты, а обязательная часть реквиема Dies Irae (День гнева) вопреки канонам повторяется два раза, тем самым создавая основную драматическую линию всего цикла.

dirijorul_michele_mariotti_dirijand_rigolettoОчень мне понравился дуэт Сержан и Симеони во фрагменте Agnus Dei (Агнец Божий), солистки продемонстрировали красивейшее слияние голосов и эмоциональность. Завершающий фрагмент Libera me, Domine de morte aeterna in die (Избави меня, Господи, от вечной смерти) – кульминация всего произведения с лидирующей партией сопрано, чей голос «льется» поверх хорового многоголосья и, несмотря на глубокий драматизм этой музыки (глубже которой для меня, пожалуй, только Бах), оставляет светлое впечатление от реквиема.

Оркестр под управлением Мариотти продемонстрировал безупречную слаженность в темпах, тончайшие оттенки и оперный драматизм — вероятно, именно так, как задумывал Верди.

***

IV фестиваль Ростроповича продлится до 2 апреля концертами Датского национального оркестра, Симфонического оркестра Баварского радио и Лондонского филармонического оркестра — все это коллективы мирового уровня, которые исполнят произведения Брамса, Бетховена, Берлиоза, Прокофьева, Стравинского, Равеля, Дебюсси, Моцарта, Бриттена. Настоящий праздник музыки в честь выдающихся музыкантов – Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.

Софья Тихомирова, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.