Roisin Murphy: «Арт-поп не для всех»

Спустя два года обворожительная и эпатажная Roisin Murphy вернулась в Петербург, чтобы представить здесь свой новый альбом «Take Her Up to Monto». Выступление ирландской певицы прошло 17 марта на сцене клуба «A2 Green Concert».

Музыкальная карьера Рошин порой напоминает американские горки: дебют в 1994 году в качестве вокалистки в группе Moloko и последующий выпуск четырех успешных альбомов в ее составе, прорыв в мейнстрим с синглом «Sing It Back» и как следствие — мировое признание. Однако история Moloko длилась ровно столько, сколько продолжались личные отношения Рошин с Марком Брайдоном, вторым участником дуэта. После разрыва отношений, Мёрфи отправилась в свободное плавание, занявшись сольной карьерой, и выпустила пластинки «Ruby Blue» (2005) и «Overpowered» (2007). И если первый сольник можно охарактеризовать как своеобразную пробу пера и эклектичный микс, то «Overpowered» был изначально заточен под поп-чарты, в которых он, тем не менее, не задержался.

Разочаровавшись в поп-музыке, Рошин взяла паузу в восемь лет — в современных реалиях это достаточно критичный срок, чтобы о музыканте благополучно забыли, однако всегда есть исключения. Вся сольная карьера Мёрфи как раз и является таким уникальным случаем. Альбом-возвращение «Hairless Toys» (2015) записывался преимущественно на винтажном оборудовании под чутким присмотром продюсера Эдди Стивенсона. Дабы разрушить устоявшуюся структуру, певица воздержалась от линейности строк и повторяющихся куплетов, из-за чего развитие композиций не всегда выглядит логичным. Однако ломать шаблоны Мёрфи не впервой, она сознательно решила стать эдаким фриком. Новый альбом «Take Her Up to Monto» продолжает генеральную линию своего предшественника, разве что сменился визуальный образ певицы, которая для съемок нового клипа на песню «Ten Miles High» облачилась в рабочую куртку и каску. Впрочем, от Мёрфи и не такого можно ожидать, в чем убедился каждый из присутствующих на концерте 17 марта.

С самого начала Рошин дала понять, что предстоящий вечер будет как минимум ярким шоу с переодеванием. Во время исполнения каждой последующей композиции Мёрфи появлялась на сцене в новом образе. Яркий калейдоскоп причудливых нарядов, масок, шляп и очков подчеркивал неординарную натуру вокалистки, еще больше смешивая карты. За этим мельтешением порой было трудно уследить за настоящей Рошин без всего этого маскарада. Вероятно, таким и был замысел.

Отчетливо ощущалась харизма и обаяние артистки, под которое попал, наверное, каждый из присутствующих в зале. В какой бы части сцены не находилась Рошин, все внимание было приковано к ней. Все с замиранием ждали, какой новый трюк с переодеванием она готовит. В те же моменты, когда она не эпатировала публику, можно было просто наслаждаться ее великолепным вокалом.

Аккомпанирующий состав музыкантов заслуживает отдельного рассказа. Помимо двух гитаристов и барабанщика (как у любой серьезной рок-группы), компанию певице составил клавишник, который сосредоточенно трудился за грудой синтезаторов. Обычно поп-группы ограничиваются номинальным набором инструментов, зачастую запуская часть песни в режиме фонограммы, но не в случае с Рошин Мёрфи! И если со стороны концерт походил на веселый маскарад и яркое шоу, то в плане аранжировок это было серьезное испытание для подготовленной публики, к коей можно было причислить далеко не каждого.

Основная масса собравшихся в зале людей наивно предполагала, что это будет поп-концерт в духе Moloko. Как же они ошибались! Да, песни Moloko присутствовали в сетлисте, но скорее в виде дани уважения к прошлому (ну и для того, чтобы олдскульных фанатов порадовать). А основу программы составили композиции с двух крайних альбомов, имеющие весьма витиеватое звучание. Умело сочетая поп, фанк, электро, джаз и экспериментальную музыку, коллектив порой пускался в такие импровизации, от которых дух захватывало.

По сравнению с туром двухгодичной давности, Рошин основательно «почистила» сетлист, выкинув из него хиты вроде «Overpowered», что, естественно, сделало концерт еще более брутальным в музыкальном плане. Порой возникало ощущение, что посыл, который певица пытается донести до публики, понятен лишь ей самой и узкому кругу слушателей, а остальные лишь в недоумении раскрывали рты, по инерции ожидая «тот самый» «Sing It Back».

Сейчас у Рошин два пути — либо углубляться в авангард, предаваться новым экспериментам со звуком и ставить еще более эпатажные шоу, которые смогут привлечь лишь нишевую аудиторию, которой нравится экспериментальная музыка, либо — частично возвратиться к своим поп-корням, записав пару-тройку хитов для радиоэфиров. До этого момента певице удавалось непостижимым образом балансировать на грани поп и экспериментальной музыки, но публика все же соскучилась по хитам, которых на последних релизах, увы, не было. Однако делать ставки и рассуждать о том, что преподнесет эксцентричная ирландка в очередной раз, дело неблагодарное! Непредсказуемость — вот лучшая черта, характеризующая талантливого исполнителя, поэтому наберемся терпения и дождемся нового альбома, материал для которого уже записывается.

Игорь Фоломеев, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Любови Никанчук смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.