7 января в клубе China-Town состоялся акустический концерт
Веры Полозковой + Band. Последний накануне долгого молчания.
В свои 26 лет она выпустила 2 книги стихов («Непоэмание» и «Фотосинтез»), готовит к печати третью книгу, воплотила в жизнь 3 спектакля («Общество» в Театре.doc, «Стихи о любви» в «Практике», «Избранные» в «Политеатре»), записала 3 пластинки («Фотосинтез» и двойной альбом «Знак равенства»/»Знак неравенства») и вот уже 10 лет ведет блог в ЖЖ, за её плечами – многочисленные телерадиоэфиры, интервью и гастрольные концерты.
Совсем недавно я побывала на поэтических чтениях в ГИТИСе. В блоке «Современные поэты» студенты читали стихи Веры Полозковой. Она, действительно, востребована, любима и, что самое главное, актуальна.
Надо заметить, что чтение стихов под музыку – отнюдь не новшество. Жанр был изобретен около 50 лет назад, и по словам самой Веры, яркая его представительница — американская певица и поэтесса Патти Смит. Однако именно Полозкова вдохнула в жанр новую жизнь, сделала его привычным для слуха и восприятия.
Этот рождественский вечер был посвящен, в основном, старым текстам, многие из которых никогда не были представлены публике. В ранних стихах Веры чувствуется некий надрыв: попытка понять мироустройство, договориться с собой, высказать наболевшее, доказать значимость, оставаясь, при этом, верной своим внутренним заповедям.
То, к чему труднее всего привыкнуть — я одна, как смертник или рыбак.
Я однее тех, кто лежит, застигнут холодом на улице: я слабак.
Я однее всех пьяниц и всех собак.
Ты умеешь так безнадежно хмыкнуть, что, похоже, дело мое табак.
За последние несколько лет Полозкова, безусловно, выросла. Её тексты стали старше и глубже. По словам самой поэтессы, людям, которые ждут от неё какого-то старого надрыва, скорее всего, будет нечего прочесть. Возможно. Вместе с тем автор не должен вызывать у публики привыкание. Творческий рост и развитие необходимы, прежде всего, для аудитории, которая так же растет. У Полозковой же есть удивительная особенность: она меняется, оставаясь собой.
Как все дети, росшие без отцов, мы хотим игрушек и леденцов,
Одеваться празднично, чтоб рубцов и не замечали.
Только нет на свете того пути, где нам вечно нет еще двадцати,
Всего спросу — радовать и цвести, как всегда вначале.
Безусловно, многие тексты Веры посвящены отношениям. Они написаны изящно и тонко, в них почти никогда нет прямого обращения – никаких имен и зацепок. Всё самое ценное – в подтексте и умении читать между строк:
Теми губами, что душат сейчас бессчетную сигарету,
Ты умел еще улыбаться и подпевать.
Я же и так спустя полчаса уеду,
А ты останешься мять запястья и допивать.
Я же и так умею справляться с болью,
Хоть и приходится пореветь, к своему стыду.
С кем ты воюешь, мальчик мой, не с собой ли?
Не с собой ли самим, ныряющим в пустоту.
В творчестве Веры появился и цикл стихов об Индии. Частые и продолжительные поездки в эту страну, осознание там себя, поиск внутренней свободы, новые впечатления – всё это теперь в новой «индийской теме»:
Обнаружить через неделю, как выцветают в тебе индийские сари,
дети, рассветы, шуточки, города,
Как ни остается от них ни камушка, ни следа, —
Только ведь моя Индия из меня не денется никуда.
Моя Индия не закончится никогда.
В рамках выступления состоялась презентация дебютного клипа на композицию «Вечерняя» с двойного альбома Полозковой «Знак не/равенства». Клип, который снял Сергей Сараханов, стал второй совместной работой фотографа и поэтессы. Первым проектом был фильм-портрет, снятый в 2011 году в Киеве, где Сараханов выступил в роли режиссера и оператора.
Вот как сама Вера отзывается о нем: «Есть такой прекрасный мальчик, который, в общем, совсем не мальчиком выглядит – очень взрослый, состоявшийся, зрелый человек. И тебя охватывает дикое недоумение, на самом деле, когда ты узнаешь, сколько ему лет. Потому что он младше тебя, тебе неловко из-за этого, тебе хочется у него поучиться».
Сергею, действительно, всего 24 года. Но вопреки возрасту, его работы наполнены глубоким смыслом, жизненной философией, правильным пониманием своего героя. Из Питера Сараханов переехал жить в Киев, где и был снят клип «Вечерняя».
И он говорит ей: «С чего мне начать, ответь, — я куплю нам хлеба, сниму нам клеть,
не бросай меня одного взрослеть, это хуже ада.
Я играю блюз и ношу серьгу, я не знаю, что для тебя смогу,
но мне гнусно быть у тебя в долгу, да и ты не рада».
Прекрасная пара в кадре – отнюдь не актеры. Евгения Драч и Геннадий Новиков никогда нигде не снимались. Их главное преимущество в том, что они, действительно, вместе. Пожалуй, именно поэтому видео получилось столь тёплым и душевным.
И она говорит ему: «И в лесу, у цыгана с узким кольцом в носу,
я тебя от времени не спасу, мы его там встретим.
Я умею верить и обнимать, только я не буду тебя, как мать,
опекать, оправдывать, поднимать — я здесь не за этим.
Выступление в клубе China-Town было последним накануне продолжительного молчания Полозковой. В кульминационный, казалось бы, момент поэтесса решила взять паузу. Она отправляется в длительное путешествие по Непалу, Шри-Ланке, Индии, где ей предстоит пройти десятидневный курс медитации с условием полного молчания. Вот как она сама комментирует свою задумку:
«По-другому я не могу, у всего должно быть дыхание и ритм, нельзя несколько лет подряд только больше и больше брать на себя ответственности. Мы выпустили итоговый спектакль в Политехническом, итоговую пластинку сделали с Леной Грачевой, книгу за четыре года собрали с Сашей Гавриловым, и мне больше нечего рассказать. Я сильно устала. Пришло время заняться совсем другими вещами, которые все откладываются и откладываются. В 2013 году мы вряд ли увидимся».
Думаю, что молчание Веры позволит поклонникам распробовать новый альбом, вдоволь насладиться им, переосмыслить раннее, вспомнить забытое. Вообще, надо сказать, что Полозкова — одна из тех, кто совершает творческую революцию. Многие сравнивают её с Ахматовой, Цветаевой и гордятся тем, что живут с ней в одно время. Полозкова — это отличный пример того, каких результатов можно достичь, ломая стереотипы, но оставаясь, при этом, верным самому себе.
Ольга Абакумова, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Марии Мельниковой смотрите здесь.
Добавить комментарий