Серебряная свадьба — Кабаре в квадрате

30 апреля в YOTASPACE состоялся московский концерт группы «Серебряная свадьба». Сначала минские музыканты отыграли программу «Кабаре в квадрате» – серию песен в основном на французском и немецком языках, которые были скреплены театрализованным представлением. Думаю, не все зрители в должной мере оценили первую – и бо́льшую – часть концерта, однако второе отделение, в котором «Серебряная свадьба» всё-таки спела свои наиболее популярные песни на русском, устранило определенную недосказанность.
Интересно, что за напиток употребляли музыканты прямо на сцене? Согласно тексту немецкой песни, это был ром, который матросы везли с Ямайки и… всякий раз не могли никуда довезти. Вокалистка «Серебряной свадьбы» Бенька постоянно терпела метаморфозы: то она превращалась в русалку, размахивавшую роскошным чешуйчатым, серебристым хвостом на волнах, то становилась мишенью в тире. То она облачалась в светящееся, электризованное платье, то становилась домохозяйкой, чистившей вместе с мужем одежду и вынужденной терпеть внезапное – или не такое уж неожиданное – появление скелета в шкафу. К маскарадному «безобразью», творившемуся в кабаре – кабаре немецкое умножить на кабаре французское, вот вам и кабаре в квадрате! – периодически привлекались зрители. Некоторое количество – в пределах разумного – запускалось на сцену, чтобы поплясать там вместе с музыкантами, а потом уже сами артисты отправлялись в зрительный зал: все желающие могли получить плюшевым молоточком по голове, чтобы потом – по немецкому поверью – весь год получать «помощь свыше». Был и промежуточный вариант: и музыканты, и зрители оставались на своих местах, а связывала их шляпа, протянутая на длинной палке:
– Спасибо, что вы расстались с определенным количеством ненужных, ничего в вашей жизни не меняющих денежных знаков, – подвела итог этому ненавязчивому попрошайничеству Бенька.

Так мал, так мал наш городок,
ну просто очень мал!

– так пелось в немецком кабаре в 1938 году.
«Мы – в кабаре – не обещаем вам сугубо приятных ощущений, как не обещает их сама жизнь», – декламировал Александр Штерн, один из участников коллектива. Ощущения действительно были смешанными. С одной стороны, не вызывает сомнений, что публика на «Серебряную свадьбу» пришла именно своя – настоящие ценители творчества группы. С другой стороны, складывалось впечатление, что сами стены YOTASPACE – клуба большого, неандерграундного – не привыкли к тому, что демонстрировала «Серебряная свадьба». И эти стены словно давили, рождая в сердцах аудитории легкое недоумение.
В конце прошлого года минская группа отмечала свое десятилетие, и, по моим ощущениям, в последнее время рост популярности коллектива стал значительным. И это отрадно. И всё же зритель YOTASPACE приучен к группам другого, поистине культового масштаба, вроде «Короля и шута». Прекрасно помню, что творилось здесь ровно 5 лет назад – в мае 2011 года: тогда не только Горшок был жив, но и Князь еще группу не покинул… Казалось бы, «Король и шут» – пример не самый удачный, ведь вспоминается их мюзикл «TODD», который, правда, делался уже без участия Князя. Но так там и все песни были крутыми роковыми композициями, и всё было насыщенно, густо. Разве сравнишь это с обилием песен на французском и немецком языках, – ладно бы еще на английском! – которые воспринимаются у нас, чего уж там говорить, не очень. Не добавляли желанного драйва и паузы, над устранением которых группе, несомненно, нужно поработать. Накладки, судя по всему, случались. Время, необходимое на смену костюмов и декораций, заполнялось стихотворными вставками или цитатами из несравненной Марлен Дитрих, которая, например, говаривала, что мужчины предпочитают красивых женщин, а не умных, потому что смотреть гораздо проще, чем думать.
Допустим, что паузы – неизбежная часть театральной условности. Вообще время исполнителей, которым не нужно ничего, кроме гитары и микрофона, певцов, монотонно исполняющих одно за другим свои творения, очевидно, ушло. В этом смысле стремление «Серебряной свадьбы» делать, что называется, шоу похвально. Но есть мнение, что слушатели жаждут шоу из горячо любимых песен на русском – в «Кабаре в квадрате» из широко известных произведений прозвучала, кажется, только «Малобюджетная любовь». И это мнение во время концерта витало в воздухе.
Но тут уж встает проблема другого рода: каждая группа, перешедшая определенный рубеж популярности, проходит этот этап, когда совокупность хитов и сумасшедших, то есть жутко преданных, поклонников начинает оказывать давление на музыкантов помимо их собственной воли. Группа начинает ассоциироваться с определенными песнями, и публика настойчиво требует эти хиты на каждом божьем концерте, ограничивая свободу музыкантов и сужая границы их творчества. Здесь очень важно показать своим почитателям, кто здесь главный, и не идти у масс на поводу, как бы эти массы музыкантов ни боготворили. Так что «Кабаре в квадрате» – ход, безусловно, верный: «Серебряная свадьба» не желает подстраиваться под ту часть аудитории, которая, «забронзовев», начала стагнировать. «Серебряная свадьба» предлагает поклонникам расти и меняться вместе, и в этом смысле я «Серебряную свадьбу» всецело поддерживаю. В противном случае все эти французские и немецкие песенки из репертуара нужно было бы просто выкинуть. А музыкантам они безумно нравятся; они, бесспорно, несут в себе экзотический колорит. Когда еще, обхватив тонкий стан красивой девушки, повальсируешь под эту французскую картавость или немецкую ритмичность?!
К разговору о росте популярности группы вынужден добавить, что, к сожалению, в официальном сообществе на сайте «ВКонтакте» аудиозаписи «Серебряной свадьбы» свалены в одну кучу, а на распределены, как у почти всех – даже куда менее известных и плодовитых – коллективов, по альбомам. И это жирный минус: проследить тенденции, увидеть эволюцию творчества «Серебряной свадьбы» в этой «каше» не представляется возможным…
Но вернемся к концерту. Значительную часть программы – наряду с кабарешной мудростью и эстетикой – составил антивоенный пафос. По мнению группы, антивоенные песни, которые они давно исполняют, – в них мне слышались и, очевидно, не мерещились упоминания кайзера, Первой мировой войны, Верденской мясорубки, в которой сошлись французские и немецкие солдаты, – сейчас особенно актуальны. Политики касаться неприятно, но всё же отмечу, что «Серебряная свадьба», успешно гастролирующая по Украине, взяла на себя роль своеобразного миротворца. В свете существования – хотя бы де-юре – Минских соглашений это выглядит символично.
Объявив о втором отделении, которое стартует через десять минут, музыканты приободрили зал. Народ немного походил, передохнул, посидел и в назначенное время лицезрел Беньку в черном платье. Заветные хиты, наконец, должны были прозвучать! И открыла второе отделение песня «Привет-пока» – произведение, гениальное в своей очаровательной простоте. Я был очень доволен, ведь именно эта песня стала в свое время первой, которую я услышал, – я влюбился с первых аккордов и первых слов.

Как ни странно, но это так.
И, как ни глупо, но это так.

А затем последовали «Я – Луна», «Твой друг», «Я жизнь люблю…», «Жизненный опыт»… Визуальное сопровождение – не только во втором отделении, но и в «Кабаре в квадрате» – было, на мой вкус, на высоком уровне (достаточно вспомнить ребристую в своих восхитительных кратерах и бороздах Луну, наплывавшую на экран). И вот появился этот концептуальный человечек, едущий на велосипеде, падающий с него, а потом с трудом катящий этот велосипед, который стремительно увеличился в размерах. А потом человечек – уже постаревший – летит на самолете и осваивает другие средства передвижения. Голос Беньки – в «Кабаре в квадрате» закамуфлированный другими эффектами и сильными сторонами – зазвучал здесь во всей красе, и он поистине брал за душу.
– Пользуясь тем, что мы в вашем прекрасном городе гости, мы не будем тратить время на то, чтобы уйти за кулисы, а потом вернуться на бис, – сказала Бенька. – Так что бисовая часть начинается прямо сейчас. Остались всего три песни, и обсуждению они не подлежат…
К вящей радости многих поклонников, первой бисовой песнью стала «Черная речка». И снова на сцену пригласили гостей из зала – несколько ближайших родственников Александра Сергеевича Пушкина, которые должны были вместе с музыкантами увещевать Сашеньку передумать и не ходить, а потом скорбеть. Потом сыграли «Старую падлу» и… начались вопросы. Все понимали, что песня осталась только одна. Что это будет? Кому-то наверняка хотелось услышать песню «Врозь», кому-то – «Пальто из ваты», а кому-то, может, «Смерть и пылесос». Это говорит о том, что классных песен у «Серебряной свадьбы» действительно очень много. Я бы предпочел послушать, как звучит вживую песня «Как стрижи» – на мой взгляд, вершина творчества группы. Подозреваю, что исполнить ее не удалось в виду отсутствия некоторых электронных примочек.
Бенька поставила точку самой волшебной, по ее словам, песней «Очевидное невероятно». Я разделяю умиление будничными красотами этого мира, но и определенное недовольство миром, и призыв: «Не приземляться!», звучащий в песне «Как стрижи», неплохо было бы услышать тоже – для соблюдения баланса.

Сергей Коростелев
Фото Дианы Рыбаковой тут


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.