Шутки всерьёз

Отметить День музыки на сцене — что может быть приятнее и почетнее для любого музыканта? Тем более сыграть сольный концерт в Большом зале консерватории. В этом году эта честь выпала камерному оркестру KREMLIN. Думается, выпала более, чем заслуженно.

За время существования коллектив со своим основателем, бессменным руководителем и дирижером Мишей Рахлевским объездил с гастролями всю Европу и, разумеется, покорил отечественного слушателя. Оркестр нашел свою аудиторию повсюду. В связи с большим количеством заграничных поездок, выступления на московских площадках не так часты, поэтому их ждут с особым нетерпением. Где бы ни выступал оркестр: в клубах, на современных, казалось бы, неформатных арт-площадках или в классических залах, — всегда аншлаг.

Вот и в первое воскресенье октября свободных мест в зале почти нет. В программе не только классические Бетховен, Гайдн, Медельсон, но и современные композиторы – Брух, Лефковиц, Шнаубер. Открывается концерт произведением, не заявленным в программе, — In Memory of Henri Temianka (Посвящение Генри Темянке) Тома Шнаубера. «Мы хотим таким образом передать соболезнования жертвам недавнего землетрясения в Мексике», — поясняет Рахлевский. «Посвящение» для этого подходит как нельзя лучше: лейтмотивом повторяющиеся нисходящие секунды у скрипок создают атмосферу скребущей тоски и боли. На их фоне постепенно вступают со своей мелодией другие инструменты и, переплетаясь, образуют все новые и новые сочетания звуков и гармонических красок. Как бы ни изменялась гармония, благодаря диссонансному плачу упорно слышны скорбные стонущие звуки. Идеальная метафора для человеческих трагедий: как бы ни менялась жизнь, и сколько бы ни прошло времени, мы всегда будем помнить о тех, кого с нами больше нет и не будет уже никогда.

Логическим продолжением звучит официально первый, а фактически второй номер концерта, Квартет №11 фа-минор Бетховена. Квартет имеет подзаголовок «serioso», который, впрочем, может трактоваться двояко: то ли темп такой, то ли характер музыки серьёзный. Всенепременная игра слов и обязательная двойственность в восприятии — серьёзность и, как альтерэго, шутка, даже игривость — вторая натура Миши Рахлевского. Глубоко психологический и во многом новаторский для своего времени, квартет является одной из жемчужин не только творчества Бетховена, но и музыки XIX века в целом. KREMLIN своим слаженным и четким звучанием, точностью исполнения динамических оттенков легко проводят слушателя сквозь всю гамму заложенных в произведении чувств: от тревожной трагичности к мажорному финалу. Редкая для квартетов тональность интересно оформлена многоголосием, сменяющимся импульсивным финалом, накатывающим волнами, где альты наступают на пятки скрипкам, а виолончели альтам. Бетховену свойственны повторы, проходы, где каждый следующий мощнее. Громче, напористее.

И вот на сцене появляется специальный гость вечера – израильский виолончелист Амит Пелед, музыкант, широко известный в Европе и США. Перед московской публикой он представляет не только свой незаурядный талант, но и уникальный инструмент – виолончель работы Маттео Гофриллера, созданную примерно в 1733 году. Пелед начинает свое выступление с соло в Концерте До мажор Гайдна. С первых нот отчетливо слышен необычный тембр его инструмента. Глубокий, насыщенный, такой густой, что, кажется, можно потрогать руками, он входит в резонанс с сердцем каждого слушателя. Местами гортанный звук виолончели, с чуть заметной поволокой как будто колючей бахромы и своим лёгким рыком выделяется над всем остальным музыкальным пейзажем. Такой инструмент не может звучать в массе, он непременно должен солировать.

Как и все творчество Гайдна, концерт До мажор грациозный и виртуозный – дает возможность слушателю отдохнуть от трагизма прозвучавших произведений и насладиться чудесным звучанием виолончели, в распоряжении которой довольно крупные сольные фрагменты a capella. Харизматичный, красивый и, безусловно, талантливый Амит Пелед покоряет публику без труда: аплодисменты долго не смолкают и несколько раз музыкант возвращается на поклон.

Во втором отделении программа более современная – «Захор» (в переводе с еврейского «помни») Левковица исполняется впервые. Произведение написано специально для коллектива Рахлевского, а в зале присутствует композитор. Сценическое пространство организуется необычно: оркестранты концептуально сидят полукругом в большом круге света. Национальные мотивы искусно вплетены в музыкальную вязь и появляются внезапно, добавляя ни с чем несравнимый колорит. Печальная и невероятно трогательная музыка, полная щемящих сердце диссонанасов, трогает душу. Двое скрипачей-солистов — мужчина и женщина, Лев Солодовников и Оксана Колясникова медленно проходят по сцене и занимают заранее приготовленные для них места в полукруге. Мужчина – в черной шляпе, женщина – в платке, прокрывающем голову. История еврейского народа, квинтэссенция его судьбы – в этом небольшом номере, и призыв в его названии — «Помни». Они покидают сцену по-одному, гася свечи, ныряя за кулисы будто светлячки, а зал погружается во тьму.

Несомненно, Миша Рахлевский не только помнит, но и открывает своим слушателям богатство еврейской культуры. С Амидом Пеледом оркестр исполняет «Кол Нидрей» Макса Бруха — обработку старинной еврейской молитвы. Музыкальные темы складывались столетиями, они мелодичны и трогательны. Широкие, протяжные музыкальные фразы и речевые интонации молитвы сливаются в бесконечную мелодию, глубина которой подчеркивается густым, певучим тембром солирующего инструмента.

Поблагодарив солиста овациями, публика погружается в музыку Мендельсона, в завершение концерта звучит Квартет №2 ля минор. Это произведение – по сути, первое сочинение композитора в жанре струнного квартета – поражает сочетанием мастерства и вдохновения. KREMLIN исполняет его необычайно воздушно, небесно легко и красиво. Пассажи пронзают весь спектр инструментов, создавая в каждый конкретный момент консонансно глубокое и наполненное соком звучание.

На бис музыканты играют шутливое попурри из классических и не очень классических мелодий. Довольная публика хлопает в такт и улыбается. Положительных эмоций хватит теперь на весь дождливый октябрь. А камерный оркестр KREMLIN снова отправится покорять слушателей в юбилейной, 40-й поездке по США. Он улетел, но он обязательно вернётся, чтобы с помощью искусства плакать и смеяться, радуя своих поклонников исполнительским мастерством и великолепной музыкой. Для Миши Рахлевского и камерного оркестра KREMIN даже шутливая музыка может быть только всерьёз.

Алина Эйтутис, специально для MUSECUBE
Фоторепортаж Кирилла Видеева здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.