Синематограф шёпотом

Шелестящие одежды, аромат парфюма, взгляды, вздохи, воздушные поцелуи и вполне осязаемые объятия, разочарование развиртуализации и сладость встреч после долгой разлуки. В обществе собравшихся витает что-то неуловимое: то ли флёр, то ли шарм, а может и то, и другое одновременно. 20 января в Клубе Алексея Козлова дали концерт Анна Волкова и квартет Владимира Нестеренко. Интернет-коммуникации смазывают реальность человеческих связей, всё становится близким, доступным, осязаемым. Иллюзия виртуальной близости приносит свои плоды, собравшиеся знают друг друга не первый год. С Анной Волковой они либо знакомы лично, либо, по крайней мере, находятся в ареале её интернет окружения.

Не было ни фанфар, ни барабанной дроби. Просто зазвучала музыка. Концерт начался композицией «Жемчуг и молоко». Сдержанная, варьетешно-монотонная, песня стала заглавной для одноимённой концертной программы Волковой. В царстве стиля «джаз-босса» «ночные шансы уравняли наши шансы», — именно так поёт Анна. «Сегодня для меня особенный концерт. И для меня, и для вас», — улыбается Волкова. Грудной полушёпот пробирает так, что мурашки бегут по спине, контрабас рисует контуры, щёточки аккуратно скребут по кругляшу кожи, гитара подчёркивает мелодию, которая не предполагает громких аплодисментов и бурных оваций, она – вступление, она пролог, а по факту – приквел того, что через несколько лет будет названо «Синематографом» и, далее, «Синематограф. Часть вторая».

На втором этаже Клуба Алексея Козлова не просто концерт, а «концерт-путешествие». Под ногами Волковой шелестят листы с текстами. Так было несколько лет назад, когда повсюду висел романтичный тюль, так происходит и сейчас. В жизни Волковой был электронный период под названием Anise. Это другой стиль, другой звук, другая эстетика. Сейчас вновь поёт душа.

«Для меня большая честь петь под аккомпанемент прекрасного квартета под управлением Владимира Нестеренко», — произносит Анна. Между тем всё выступление то зримо, то незримо в зале присутствует человек, без которого всё происходящее просто-напросто не состоялось бы. «Подари мне только и всего», — поёт Волкова. Уже подарила, подарила Надежда Новосадович — поэт, композитор, исполнитель, режиссёр-постановщик. Все ипостаси и не перечислишь. «Хоть я и в зале, — задумчиво улыбается Новосадович, — но это ровным счётом ничего не значит. Я могу вообще не приходить, и всё равно я буду здесь. Песни то мои. Это данность». Большая часть опубликована в 2011 году на альбоме «Шёпотом» — «Подари мне», «Я тебя теряю», «Шёпотом», «О любви». Некоторые вошли в репертуар позже уже в программе «Жемчуг и молоко».

Композиция «Знаю, ты тоже» — премьера. «Это самая интимная песня авторства Новосадович, которую мне доводилось петь», — откровенничает Волкова.

«Я хочу понять,
как же ты узнал, кто я?
Я чувствую ком.
Знаю, ты тоже
чувствовать можешь
рядом со мной».

Возможно, нескладные строки, положенные на музыку с ритмическим привкусом латины, производят необыкновенный эффект.

«Мне очень часто пишут мужчины: «Спасибо за эту вещь», — предваряет Волкова «Неосторожные фразы», которыми так легко разрушить хрупкие человеческие отношения, а вот склеить порой бывает уже невозможно, как ни пытайся. Аня не забыла уютные опевания неустойчивых ступеней на абсолютно проходных нотах, они сохранились: «неосторожные фра-а-азы» и «если возможно, не сра-а-азу…». «Чужие шепчут голоса – напрасный труд», — к Волковой присоединяется Аслан Ахмадов. А в конце светлый мажорный, но не слишком оптимистичный финал: «Просто прими меня, к сердцу прижми меня, не обмани…».

На сцене снова Надежда Новосадович. Песня «Тайна» — ещё одна премьера, исполняется дуэтом. Это «тайна только для двоих», которую переживают все вокруг.

Помню, как «Всё для тебя» прозвучала в кафе «Букле» на квартирнике в ноябре 2011-го. Тогда это было очень интимно, но это был просто голос и гитара. Уже на презентации альбома «Шёпотом» песня обрела новые краски. Со сцены Клуба Козлова она исполняется так и не так. Время меняет звуки, время меняет взгляды, время меняет восприятие. Не только исполнителя, слушателя тоже. Вот и «О любви» исполняется громко, даже бравурно. «Я хочу, чтобы эту песню пел весь зал», — Волкова приглашает собравшихся к участию, и зал поёт.

«… ещё одна полуакустическая вещь, которую я пообещала не исполнять в «Синематографе», но по просьбам и во имя…., — Волкова медлит… — «Паромщик». На сцене вновь Новосадович. Романс исполняется дуэтом. И опять в голосе Анны появляется «некий magic, влажный тембр», и даже шелестящее «с» в слове мост…. Волкова начинает почти шёпотом, но слышно даже дыхание. Звукорежиссёр Дмитрий Погосов сделал практически невозможное, выудив из скромного Аниного «шептоголоса» нутро так, что невольно вспоминается та старая запись, сделанная любительской камерой на дружеской вечеринке, с которой началась Волкова — исполнительница.

1969 год. Вероника Тушнова пишет «Мне говорят». Да-да, та самая Тушнова — автор «Не отрекаются, любя». Спустя почти полвека «Мне говорят» звучит со сцены Клуба Козлова в исполнении Анны Волковой. Звучит, как гимн. Да, впрочем, это и есть гимн.

«…мне говорят: нету такой любви.
Мне говорят: как все, так и ты живи!
А я никому души не дам потушить.
А я и живу, как все когда-нибудь будут жить!»

Волкова поёт сквозь прожитое, пробирается сквозь чащу, продирается сквозь колючки, прорывается сквозь воспоминания, через тернии к…

«Что бы вы хотели услышать на бис?» — спрашивает у зала? Предлагают «О любви» и «Для тебя». Певица останавливает свой выбор на «О любви», вероятно, не желая остаться сегодня наедине со своими мыслями. Из того вечера Анна Волкова, как ни крути, должна выйти победительницей. Она сделает это, чего бы ей это ни стоило.

Волкова обнажает душу, кричит, донося до слушателей ставшие для неё автобиографичными песни. Переживать вновь и вновь, даже рассказать о том, что было, поведать о тех переживаниях – штука непростая. А сколько всего произошло с тех пор. И об этом тоже хочется рассказать. Проект «Anise» тут вряд ли поможет. Значит всё-таки «Шёпотом». Прошептать гимн любви. Прошептать так, чтобы это было убедительно. У Ани это получилось.

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Натальи Габбасовой здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.