Скажи мне, кто твой друг… или о концерте Дмитрия Хворостовского 3 декабря в Государственном Кремлевском дворце

Опера, как известно, искусство не для всех. И очень немногим везет полюбить ее сразу и навсегда. Слишком уж много факторов для этого должно сойтись в один вечер в одном месте: чтобы и постановка хорошая, и певцы отличные (желательно — все до единого), и сюжет интересный.
Если считать музыку и пение пищей для души, то плохой постановкой или отвратным пением можно отравиться если не на всю жизнь, то очень надолго и лишить себя тем самым массы удовольствия.

В этом смысле сборные концерты, состоящие из популярных арий и мелодичных увертюр к известным операм, могут быть своеобразной гарантией от подобных музыкальных отравлений. Особенно, если концерт называется «Хворостовский и друзья» и идет в сопровождении Государственного Академического Симфонического Оркестра им. Е.Ф. Светланова под управлением Константина Орбеляна.

Дмитрий Хворостовский, 03.12.2011, ГКД
Дмитрий Хворостовский, 03.12.2011, ГКД

Формат «Имярек и друзья» не нов и весьма популярен в музыкальном и балетном мире. По большому счету, вариантов организовать любой концерт, составленный из отрывков оперы или балета, существует два – или «Имярек и друзья», или гала в честь композитора, хореографа, знаменитого исполнителя. Первый вариант во многом предпочтительнее, хотя бы потому, что он, возвращаясь к гастрономической терминологии, позволяет попробовать всего по чуть-чуть, это относится как к исполнителям, так и к репертуару, и выбрать то, что больше по душе.

Дмитрий Хворостовский начал цикл концертов «Хворостовский и друзья» в 2006 году, тогда компанию ему на сцене составила блистательная Рене Флеминг. Потом концерты стали доброй и почти ежегодной традицией. Вместе с Дмитрием Хворостовским на суд московской и петербургской публики выходили «корейское сопрано» Суми Йо, ведущая солистка театра Метрополитен-опера» Сондра Радвановски, немецкий тенор Йонас Кауфман, Екатерина Сюрина и Чарльз Кастроново и многие другие. В 2011 году пришла очередь итальянского тенора Марчелло Джордани.

Одной из отличительных черт концертов подобного формата является открытие для публики молодых и талантливых исполнителей. «Хворостовский и друзья» в этом смысле исключением не стал. Чести петь в этом концерте удостоились победителя конкурса творческой сети www.yatalant.ru Алиса Колосова, Сергей Писарев и Владислав Дорожкин.

Дмитрий Хворостовский, 03.12.2011, ГКД
Дмитрий Хворостовский, 03.12.2011, ГКД

Сергей Писарев и Владислав Дорожкин спели вместе с Дмитрием Хворостовским арию Томского «Однажды в Версале» из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Алиса Колосова, обладательница чудесного, совершенно медового меццо-сопрано исполнила арию Арзаче «In si Barbara sciagura» из оперы «Семирамида» Россини.

Но главными героями вечера, безусловно, были Дмитрий Хворостовский и Марчелло Джордани. Без всякого внешнего преображения, без хлопотания лицом и лишних движений, одной лишь силой голоса и мастерством звуковедения, они преображались в тех персонажей, чьи арии пели.
Вот только что выходил на сцену Дмитрий Хворостовский, а стоило запеть – и на сцене Томский, рассказывающий друзьям фантастическую историю графини и трех карт. И полный «эффект присутствия», будто целый спектакль смотришь. А всего-то модуляции голоса меняются. Затихла последняя нота – пропало волшебство и снова на сцене Дмитрий Хворостовский. Следующий выход – и перед зрителями Яго, одновременно ужасный и прекрасный в своем коварстве.

Дмитрий Хворостовский, 03.12.2011, ГКД
Дмитрий Хворостовский, 03.12.2011, ГКД

То, как Марчелло Джордани спел арию Канио «Reciatar! – Vesti la Giubba», проняло бы и камень. Было стойкое впечатление, что он поет не привычную, давно знакомую оперную арию, а недавно пережитую личную трагедию, столь искреннее страдание и отчаянье слышалось в его голосе.
Знаменитый «Плач Федерико» из «Арлезианки» Чилеа в его исполнении пробрал до мурашек весь зал, включая, кажется, и охранников.

Отдельно хотелось бы отметить оркестр – он действительно сопровождал пение, а не заглушал его, как это бывает довольно часто. Константин Орбелян смог найти практически уникальный баланс между симфоническим звучанием и сопровождением певцов. К слову, в концерте звучали еще и увертюры к операм «Севильский Цирюльник», «Норма», «Набукко», «Сила судьбы», так что оркестру было, где развернуть симфоническую мощь. Судя по аплодисментам зрителей, игра оркестра понравилась ничуть не меньше пения.

В целом программа вечера была составлена интересно и с умом, так, что зрители и удовольствие получили, и не утомились излишне затянутым действием. Для репертуара были отобраны хоть и знаменитые, но не заезженные излишне арии, таким образом получилось избежать «опопсение» мероприятия.

Зрители, подпевавшие бисировавшему Марчелло Джордани, явно не хотели расходиться, но, как известно, из-за стола надо вставать чуть голодным. Благо, хорошая музыка, как и хорошее вино, обладает чудным свойством долгого и приятного послевкусия.

Александра Загер, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.