Сказки дедушки Шломо

Спросите среднестатистического режиссёра или музыканта — кто такой Коэн? Несмотря на городские афиши, режиссер едва ли не на автомате вспомнит двух своих прославленных коллег – братьев Джоэла и Итана Коэнов. Музыкант в первую очередь назовет имя не так давно покинувшего нас и этот бренный мир легендарного канадского поэта, писателя, певца и автора песен Леонарда Коэна. Что ж, реакция вполне логична и закономерна. У иных мысли витали бы в стиле: «Наверное, это не иначе какой то кореш Джона Зорна или около того». И лишь немногие посвящённые извлекут из закромов памяти образ мужчины с контрабасом, израильского композитора и исполнителя Авишаи Коэна.

Концерт именно этого необычного, даже экзотического по музыкальным меркам человека состоялся 12 октября в Светлановском зале Московского международного дома музыки.

Монументальное помещение, оборудованное по последнему слову техники с уютными креслами, прозрачной акустикой и сценой, тем не менее, располагало к вполне домашнему времяпрепровождению. Коэна нельзя впитывать и осознавать совсем уж за пределами андеграунда или чересчур пропитавшись пафосностью.

Концерт предваряла торжественная речь генерального директора концертного агентства «Artmania» Марии Семушкиной, сумевшей найти простые, но проникновенные слова о том, как здорово, что собравшиеся пребывают рядом с Артманией все 15 лет его существования, включая ставший привычным и легендарным летний фестиваль «Усадьба Джаз» и много чего ещё, ну, и, конечно, что 5 лет назад именно в этом зале Авишаи и его трио выступали впервые.

На сцену вышли три разновозрастных человека Коэн – не только музыкант, но ещё и артист. Он танцует, поёт и играет. Про выступление его необычного трио обычно пишут, что они не «играют», а «разговаривают». Это действительно было так. Сложные полиритмические размеры, нестандартное недоигрывание ладов, колоритный израильский звук и высокий профессионализм владения инструментами плюс отличные бойкие фразировки — всё сплошь штрихи, но это именно то, что довелось слышать и видеть собравшимся в Светлановском зале.

Сам Авишаи напоминал легендарного арбатского контрабасиста Кунллу Манеза, вдруг овладевшего мимикой и пластикой Петра Николаевича Мамонова. Стоит признать, что тот уровень коммуникации среди музыкантов в малом составе, который можно было наблюдать на примере трио, — пожалуй, образцово показательный пример, которому не мешало бы поучиться большинству музыкантам, не желающим прослыть «задротами». Это редкое сочетание виртуозности не ради виртуозности как таковой, а только ради музыки и харизматической энергетики, но при этом с качественным звукоизвлечением и подачей. Очень редкая золотая середина. Оно и понятно, ведь израильтяне сами по себе мудры, как дедушка Шломо. Авишаи на контрабасе демонстрировал виртуозные трюки, когда при игре с закрытыми струнами левая рука отходит от оных и наотмашь ударяет по обечайке, создавая иллюзию барабана, а после успевает вернуться на историческую родину. Также Авишаи очень трогательно и душевно спел бессмертный лирический cool evergreen standart «Nature Boy», на электрическом басу поливая при этом, будто из лейки, налево и направо, вперёд и назад музыкально и красиво. Ударник Ноам Дэвид хлестал по всей кухне легко и непринужденно, а клавишник Омри Мор рубил один рифф очень долго одной рукой на пианино, ловко управляясь с синтезатором второй.

В музыке Трио Авишаи Коэна были явные и неявные отсылки и цитаты из студийного двойника Kid A и Amnesic «Радиоголовного» продакшна. В конце публику ждали аж целых два биса, и оба прошли на ура. Мудрость и сказки дедушки Шломо в одном флаконе. В финале Авишаи разместился за перкуссией, исполнив некий латиноамериканский стандарт.

Вдохновлению собравшихся не было предела. Не просто же так в зале собралось столько музыкантов. Но одни дело они, а другое…. Итог – давно забытое ощущение бомондно-богемной атмосферы.

После концерта Авишаи с удовольствием фотографировался в фойе с жаждующими и раздавал автографы, а на выходе традиционные уже коммерсанты «имени цветного принтера» торговали свеженапечатанными концертными фотокарточки и даже парой оригинальных дисков.

Видишь такое и вдруг вновь начинаешь верить в то, что CD по-прежнему живы, а не являют собой предмет атавизменного угасания, годный лишь на то, чтобы пускать солнечные зайчики в салон устаревших ЛиАЗов где-нибудь на задворках Тульской области.

По словам Марии Сёмушкиной, вскоре грядёт очередной релиз Трио Авишаи Коэна, который пропустить нельзя ни в коем разе. Но, конечно, ничто не заменит живое исполнение. А шансы увидеть и услышать Авишаи еще раз, есть. Следите за афишами.

P.S. Вечер скрасился поездкой в троллейбусе «Б» по Садовому кольцу до Хитровской площади с последующим прослушиванием в переходе возле станции метро «Сухаревская» молодого минималистичного компоузера, именуемого не иначе как Paul August, исполнившего свои композицию на фортепиано.

За сим прощаюсь.

Арсений Мальков, специально для MUSECUBE
Фоторепортаж Кирилла Видеева здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.