Следуя за гармонией

neshСанкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича уже не первый сезон радует своих слушателей возможностью быть ближе к лучшим образцам музыкального искусства: в обоих ее залах устраивают бесплатные оперные и джазовые вечера, организовывают фестивали и проводят целые серии мероприятий, отличающихся совершенно разной направленностью. К примеру, 7 июня в рамках X Международного фестиваля «Музыкальная коллекция» прошел вечер Чайковского, Рахманинова и Респиги, на котором под руководством выдающегося бразильского дирижера Джона Нешлинга симфоническим оркестром филармонии были исполнены известные и любимые произведения композиторов. Этот концерт входил также в абонемент «Путеводитель по классике», призванный познакомить слушателей с разнообразием классики и стать их верным ориентиром в хитросплетениях жанров, форм и стилей симфонической музыки.

Наверное, трудно себе представить более популярную классическую вещь, чем Первый фортепьянный концерт П.И. Чайковского: именно ради этого сочинения львиная доля слушателей снова и снова приходит в филармонию. С первых же нот они попадают в чарующий мир музыки выдающегося русского композитора, чей 175-летний юбилей в этом году отмечают во всем мире. Действительно, фамилия Чайковского громко, чисто и торжественно, как мелодии его произведений, звучит далеко за пределами мира симфонической музыки. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, так принято называть это первое русское фортепьянное сочинение, 25 октября будет отмечать уже 140-летие со дня первого исполнения. Знаменитую фортепьянную каденцию из Первого концерта в этот вечер исполнил заслуженный артист России Владимир Мищук, пианист-виртуоз и лауреат международного конкурса им. Чайковского. Неудивительно, что его игра была безукоризненной, проникновенной и яркой, и посоперничать с ней могла разве что энергия дирижера Джона Нешлинга, уверенно и увлеченно управлявшего гармонией оркестра.

mishДля Нешлинга, родившегося в Бразилии и получившего музыкальное образование в Австрии и США, латиноамериканские и европейские влияния всегда имели большое значение. Сейчас под его управлением существует новый Концертный зал в одном из крупнейших городов Бразилии Сан-Паулу, в котором когда-то с концертной поездкой бывал итальянский композитор Отторино Респиги. Именно его сюите «Бразильские впечатления», написанной в 1928 году, была посвящена вторая часть музыкального вечера. Респиги сильно увлекался изучением народной музыки, поэтому его путешествие по Бразилии не прошло бесследно, и он создал сюиту, в которой отразились образы тропических ночей, опасные, выверенные и завораживающие движения гремучей змеи и яркие, жизнерадостные ритмы самбы. Совершенно разные по темпу и динамическим оттенкам, «Бразильские впечатления» стали изысканным наполнением музыкальной коллекции Филармонии.

Творчество Отторино Респиги нашло свое продолжение и в третьей части концерта, где были исполнены пять этюдов-картин для фортепьяно Сергея Рахманинова. В 1930 году в письме к Респиги Рахманинов писал, что «убеждён в том, что ««Этюды», побывав в Ваших руках Мэтра, зазвучат чудесно». В этом же письме композитор говорил о программе пяти этюдов-картин, отражение которых можно найти в названиях частей симфонического цикла, созданного Респиги: «Море и чайки», «Ярмарочная сцена», «Похоронный марш», «Красная Шапочка и Волк» и «Восточный марш». Творчество Рахманинова придает любому концерту трагический шарм Серебряного века, с его символизмом и меланхолией, и эти настроения легко прослеживались в фортепьянных «Этюдах». Между тем, наряду с печальными мотивами в этих сочинениях присутствовали и мотивы народных сюжетов, близких Рахманинову. «Самый русский композитор», как почтительно называют его биографы, создатель синтеза в музыке, в своих пяти картинах свободно и размашисто подчеркнул все безграничные возможности музыкальной гармонии, искать и находить которую можно, посещая прекрасные программы петербургской академической филармонии.

Елена Бачманова,
специально для MUSECUBE
Фото предоставлены организатором


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.