14 сентября 2012 года в Большом зале филармонии Санкт-Петербурга выступал выдающийся пианист Андраш Шифф. Концерт был организован фондом «Музыкальный Олимп». Ни одного свободного места не заметила, зато видела много людей, которые стояли у стен. Почти два часа стояли. Без перерыва. Разные люди всех возрастов. Пенсионеры. Студенты консерватории. Преподаватели музыкальных школ. Просто любители музыки. Такое бывает только в тех случаях, когда концерта очень ждали.
Да, Шиффа в Петербурге любят. Как любят и ценят многих по-настоящему талантливых людей.
Нужно делать репортаж о концерте. Перечислять исполненные произведения, причем с точным указанием автора, опуса, тональности.
Не хочу. Не буду.
Прошло уже несколько дней, а волшебство не рассеивается, переливается в душе солнечной искрой в капельке янтаря.
Считается, что фортепиано и гитара отвечают любовью всем, кто решит научиться играть на этих инструментах. Неправда. Клавиши можно терзать, бездумно барабанить по ним и совершенно не понимать, что делаешь. Играть «форте» могут все. А вот сделать так, чтобы получилось «пиано» — немногие. И уж совсем немногие способны оживить инструмент. Рояль под руками Шиффа – разумное существо, которое разговаривает с залом.
Репертуар – из столь любимых Андрашом Шиффом Гайдна, Бетховена, Шуберта. Фортепианные сонаты. Две мажорных и одна минорная.
Гайдн в исполнении Шиффа – задорный и искрометный. Поневоле вспоминаешь собственные опыты: тему первой части легко прочтет с листа пятиклассник музыкальной школы. Что там играть? Венские классики: стройные аккорды, изящество, предельная простота. Но когда пять линеек нотного стана начинают пестреть россыпью шестнадцатых, издевательскими подковырками форшлагов, неопытный исполнитель сразу испуганно закрывает ноты. Нет, только не это! А пальцы Шиффа легко порхают по этой пестроте… И сердце испуганно сжимается: если в таком темпе идет аллегро, то что будет в третьей части, где рукой композитора выведено безжалостное «престо»?
Будет полет – изумительной красоты. Ни малейшего напряжения, ни капли скованности. И после финального аккорда зал взорвется аплодисментами. А седовласый маэстро будет чинно раскланиваться: поклон партеру, поклон ярусам…
После легкомысленного жизнелюба Гайдна Бетховен кажется пришельцем из другого мира. Яростный, мятежный, клокочущий, временами озлобленный. Похожий на всполох заката в витражах средневекового готического собора. Но Шифф очень любит этого мятежника, он умеет показать как никто другой, что Бетховен может быть не грохочущим, а нежно напевающим незатейливую песенку, ласковым и добрым. Слушать Бетховена в трактовке Андраша Шиффа – словно пить из чистого источника.
Шуберт – простота и искренность. Через классические гармонии уже просвечивает эпоха романтизма с ее особым лиризмом и вдохновенной восторженностью. И это маэстро Шифф убедительно подносит публике.
Взрыв аплодисментов. Что, полтора часа? Уже все?
Зал аплодирует стоя. К сцене несут цветы.
Самые нетерпеливые начинают торопиться вниз, к гардеробу. Полтора часа без перерыва – конечно же, глупо надеяться на «бис».
Но маэстро Шифф показывает, что и он любит Петербург. Неистовый восторг публики вдохновляет его, и начинается целое представление!
Бах – о, и это один из любимцев Андраша Шиффа! Бах льется из-под пальцев потоком прохладной воды, одна струйка переплетается с другой…
Шифф родился и вырос в Будапеште. Какой же венгр, пусть и живущий в другой стране, устроит перед соблазном сыграть что-то из Листа! Синкопы дразнят, манят пуститься в пляс прямо в проходе.
Бис, еще бис…
Публика ахает от восторга, срывает голоса на криках «браво!», отбивает ладони. Люди поднимаются с мест после каждого номера.
А Шифф улыбается, снова и снова прикладывает к груди руку, исчезает за кулисами, чтобы через минуту вернуться на сцену, опять сесть за рояль, и после секундной тишины выплеснуть в зал новую порцию звуков.
Приятно делиться волшебством с теми, кто верит в чудеса.
Невозможно не поверить в волшебство, если был свидетелем его появления.
Спасибо, волшебник Андраш Шифф.
Юлия Лаврушина, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Юлии Левченковой смотрите здесь.
Добавить комментарий