Сон о счастье наяву

11 февраля 2023 года жители Мурманска получили подарок, о котором давно мечтают и жители Москвы, — концерт солистов Московского театра оперетты, Василисы Николаевой и Владислава Кирюхина, в сопровождении оркестра!

Мурманская областная филармония пригласила также Ксению Жарко (основателя, художественного руководителя и дирижера Женского симфонического оркестра) и Максима Пурыжинского (пианиста, лауреата международных конкурсов), которым в этот раз довелось сотрудничать с мурманским филармоническим оркестром.

Вел «Веселый вечер в оперетте» Денис Дмитриев.

Ценность такого концерта, наполненного прекрасной музыкой, любовью к жанру оперетты, высокой планкой исполнения сложно переоценить: Владислав Кирюхин занят в большинстве спектаклей родного театра, постановки с участием Василисы Николаевой, к сожалению завсегдатаев МТО, в афише появляются реже, однако же программа включала в себя номера из произведений, которые уже невозможно увидеть; кроме того, некоторые из вокальных номеров вообще впервые были представлены солистами Московского театра оперетты именно в самой северной филармонии России и именно в тот вечер!

Открывал программу Максим Пурыжинский, который вместе с резидентами оркестра исполнил «Джазовую сюиту для фортепиано с оркестром» Александра Цфасмана — прозвучали «Снежинки», «Лирический вальс», «Полька» и «Быстрое движение». Глядя, как пальцы солиста порхают над клавишами рояля, а ноги отточенными движениями касаются педалей инструмента, сложно осознавать, что все это – результат колоссального труда; но многочасовые репетиции скрыты от глаз публики, на концерте же можно любоваться «разговором» с главным действующим «лицом» номера и непринужденным «танцем», который отчего-то исполняется сидя. Советский романтизм родоначальника отечественного джаза наполнил зал легкостью, приподнятым настроением и предвкушением праздника музыки.

Ксения Жарко ловко направляла внимание зрителя, вступала в диалог с залом, а также была замечена и у рояля!

Последняя из оперетт Франца Легара увидела свет в 1934 году – пристальное внимание «Джудитта» получила благодаря Рихарду Тауберу, который настоял на премьере именно в Венской опере и исполнил главную мужскую роль. Один из критиков тогда писал: «Есть три рода театральной музыки – опера, оперетта и Легар», спектакль сорвал джек-пот – Легар представил оперетту, изрядно «тяготевшую» к опере! В России была предпринята единственная попытка поставить этот материал (впрочем, с «идеологической переработкой» сюжета), однако уверенные в своих силах солистки порой берутся представить выходную арию Джудитты. Василиса Николаева блестяще представила этот номер в духе болеро. Алые платье и цветок в волосах отлично дополняли испанский образ солистки. В репертуаре Василисы Николаевой есть роль Дианы де Бельфор («Собака на сене»), так что одна только верная позиция рук давала нужный настрой для страстного танца и однозначного зрительского «Верю!».

Оперетта «Веселая вдова» все того же Легара не так давно была выведена из репертуара Московского театра оперетты, она же, но обновленная и в постановке Алексея Франдетти, уже в этом сезоне займет свое место в афише театра. Василиса Николаева и Владислав Кирюхин представили дуэт Ганны и Данило – и сложно было поверить в то, что в прежнем спектакле они играли совсем иные роли, так достоверно был отыгран и диалог, предваряющий пение, и сами вокальные партии!

Дав Владиславу Кирюхину возможность перевести дух и сменить образ, Ксения Жарко представила солистов оркестра – зал приветствовал их теплыми и продолжительными аплодисментами.

Песня Николки из оперетты Евгения Птичкина «Бабий бунт» хорошо знакома поклонникам солиста, которые отлично знают, где и когда «вступать» со зрительской поддержкой – но и Мурманску не потребовалась подсказка от Ксении Жарко! Каждый номер Владислава Кирюхина подобен маленькому спектаклю, где артист отлично владеет вниманием зала и умеет с ним взаимодействовать на высшем уровне! На крошечном свободном «пятачке» сцены нашлось место даже зажигательному танцу. Поразительно, но вместе с тем радостно было видеть ободряющие и одобрительные улыбки музыкантов оркестра во время этого номера!

Еще более удивительным было продолжение вечера: зазвучал канкан из оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду». Удивление вызвало, конечно же, не то, что балета в программе не предполагалось, а то что дирижер, игриво попрощавшись, покинула сцену буквально секунд через 15 и появилась ближе к финалу, когда стала солировать духовая группа. Впрочем, разогретый зал отлично справился с задачей аплодировать в нужных местах!

Очень-очень многие поклонники московского «Бала в Savoy» не успели должным образом попрощаться с этим спектаклем… Одним из воспоминаний о нем стали сцены Василисы Николаевой и Владислава Кирюхина в художественном фильме Михаила Косырева-Нестерова «Grand Cancan», снятого с участием солистов театра. Эта картина в некотором роде увековечила этот прекрасный дуэт Дези и Помероля из оперетты Пала Абрахама. Номер, представленный в Мурманской областной филармонии, лишний раз подтвердил профессионализм исполнителей: спектакль не играется уже несколько лет, однако степ (в том числе) бился так четко и слаженно, будто репетируется в балетном классе театра с завидной регулярностью! Номер был настолько ярко и блестяще исполнен, что большая часть зала, впечатлившись этой феерией во фраках, в антракте наверняка напевала зажигательную «My Golden Baby».

Второе отделение концерта началось с оркестрового исполнения сочинения скрипача и композитора Ашота Хоецяна «Помни» и мелодии Ханса Циммера из кинофильма «Шерлок Холмс: игра теней» (переложение для оркестра Ашота Хоецяна), дирижировала Ксения Жарко. За роялем был пианист мурманского филармонического оркестра.

Романс Лидочки из мюзикла Александра Колкера «Свадьба Кречинского» известен также под названием «Женская доля» и прозвучал в исполнении Василисы Николаевой. Белое платье солистки как нельзя лучше подчеркивало лиричный образ невинной влюбленной девушки, томно и трогательно поющей о своей любви.

Продолжила драматическую линию концерта «My Way» Клода Франсуа. Эта песня традиционно считается возрастной, потому что англоязычная версия (ставшая известной благодаря Фрэнку Синатры) повествует о том отрезке жизненного пути, когда пора подводить итоги… «Мой путь» — это, своего рода, наставление о необходимости (даже должествовании) говорить то, что чувствуется и во что верится, поступать так, как велит сердце. Эту песню невозможно исполнить, не имея огромного багажа знаний, опыта, мудрости, авторитета… Касательно любого артиста авторитет подразумевается не только у зрителя, но и у коллег. Иными словами, одного лишь вокального таланта для этого номера недостаточно. Возможно, как секретный ингредиент, здесь даже нужна щепотка если не выгорания, то хорошей усталости. Собственно, как видно из афиши театра, за 4 дня, предшествующих концерту в Мурманске, Владислав Кирюхин отработал 4 не самых простых спектакля – каждый из которых требовал практически ежеминутного присутствия на сцене, с пением и танцами (в том числе в платье с корсажем и юбкой шириной метра в полтора!), вероятно, для верности еще можно добавить репетиции, классы… В актерском портфолио артиста есть и возрастные роли, но именно драматический талант солиста вкупе с плотным графиком (и телепортом в заполярье) позволили исполнить номер так, что ни у кого не осталось сомнений в правильности выбранного пути. Пожалуй, это было первое исполнение «My Way» (из тех, что довелось слышать автору этих строк), когда – при том же тексте – на первый план выходил не близкий финал карьеры (или — не дай небо! – жизни), а именно уверенность в том, что – несмотря на то, что за все в актерской профессии приходится платить – выбор сделан верно. Предательские слезы на последних нотах номера блестели в глазах многих (включая и солиста, и музыкантов)…

Сложно поверить, но не прошло и минуты, как Владислав Кирюхин – с совершенно иным настроением и образами – предстал на сцене вновь, теперь с Василисой Николаевой. В зал полилась ностальгия и мелодика советских оперетт. Это попурри есть в музыкальном ревю Московского театра оперетты «Grand Канкан» и исполняется несколькими парами солистов. Здесь же череда фрагментов была мастерски представлена одним лишь дуэтом, но – даже с учетом того, что времени на переодевания не было – зритель увидел и вспомнил героев самых разных водевилей Исаака Дунаевского, Семена Заславского, Константина Листова, Юрия Милютина и Бориса Александрова. Солисты выдали такие экспрессию и задор, что даже у тех, кто не был прежде знаком с жанром советской оперетты, случилась любовь с первой ноты – прежде всего это заслуга Ксении Жарко и великолепной каскадной пары Василисы Николаевой и Владислава Кирюхина.

Далее дирижер снова позволила небольшую шалость и пригласила из зала тех, кто давно хотел попробовать управлять целым оркестром. Музыкантам, похоже, стоило больших усилий играть «Por Una Сabeza» Карлоса Гарделя из кинофильма «Запах женщины» и сдерживать если не смех, то широкие улыбки.

Уже в новом платье Василиса Николаева представила «The Man I Love» Джорджа Гершвинa. Судьба этой песни складывалась изначально не очень просто – она меняла исполнителей и объектов влюбленности, постановки и сцены, но в итоге «выстрелила» в Лондоне и стала музыкальным стандартом Америки! Точный и искренний вокал Василисы Николаевой придал ей новое настроение и звучание.

Дуэт Делии и Рауля из оперетты Рауфа Гаджиева «Куба — любовь моя» уже почти 60 лет является символом музыкальной выразительности и интонирования. В Мурманске он прозвучал особенно красиво.

Песенка Бони из оперетты Имре Кальмана «Сильва» является визитной карточкой Владислава Кирюхина. В этот момент у солиста открылось какое-то по счету дыхание, ничем иначе невозможно объяснить ту легкость, с которой он своим обаянием, мастерством и талантом зажег зал так, что тот начал аплодировать едва ли не на второй строке, как только артист изобразил начало разминки у воображаемого балетного станка.

«Карамболина, Карамболетта!» из оперетты Имре Кальмана «Фиалка Монмартра» считается гимном оперетты, как жанра. Она исполняется в финале спектакля, когда на сцену выходят все-все-все из этой густонаселенной постановки. Здесь, в Мурманске, каждый зритель, повинуясь «волшебной» палочке Ксении Жарко, подпевал и пританцовывал в такт музыке прямо в кресле! На последних нотах, в едином порыве, зал встал и на вопрос дирижера: «Хотите еще?!» — единогласно прокричал о своем согласии.

На бис была исполнен номер «My Golden Baby» — и хотя за то время, пока вниманием зала безраздельно владел Владислав Кирюхин, Василиса Николаева успела только переобуться, ей ничто не помешало бить степ в длинном концертном платье! Такого не видела, полагаю, не только Мурманская областная филармония!

Все хорошее когда-то заканчивается, но на память о том вечере у многих осталось прекрасное приподнятое настроение, множество восторженных комментариев в соцсетях филармонии и надежда на повторение этого праздника музыки, любви к оперетте и своему делу!

Спасибо Мурманску за прием, оркестру – за драйв и сотрудничество, а Ксении Жарко, Максиму Пурыжинскому, Василисе Николаевой, Владиславу Кирюхину – за огонь-пожар, професионализм и талант!

Ольга Владимирская специально для Musecube
Фотография предоставлена артистами


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.