Stratosfera: послевкусие короткометражного сёрфа

Музыкальная культура развивается волнообразно. Музыка стремится то к большей ритмичности, то к мелодичности, то к заумной психоделичности и последующему введению слушателя в состояние транса, то, наоборот, к минимализму, в принципе нивелирующему само понятие музыки. Мода, политическая ситуация в мире, даже магнитные бури тому виной. Ведь музыка – это, собственно, колебания воздуха, и не более того.

Николай Девлет-Кильдеев

11 февраля в андеграундно-модном Live Stars Club состоялось редкое мероприятие. «Мои друзья любезно согласились сыграть со мной Стратосферный концертик. Хотя я давно не занимался концертной деятельностью…», — отмечавший в этот день свой день рождения композитор и виртуозный гитарист Николай Девлет-Кильдеев или, как его ещё называют Killday, ни капли не преувеличивает. Существующая практически исключительно виртульно уже много лет, группа Stratosfera почти не дает концертов. А с тех пор, как Девлет-Кильдеев несколько лет назад покинул «Моральный кодекс», его появления на сцене стали ещё более редкими и всегда долгожданными.

«Стратосферный концертик» — это концерт экзотического по российским меркам surf-проекта. Создавая такую группу, Killday вряд ли рассчитывал на стадионные концерты и миллионы копий пластинок. Стратосфера для него – нечто особенное, это, прежде всего, удовольствие, которое он готов и хочет разделить с теми, кому это действительно надо. Николай Девлет-Кильдеев (гитара, вокал), Константин Смирнов (клавишные, бэк-вокал), Дмитрий Рогозин (бас-гитара) и Андрей Шатуновский (ударные) – такова Stratosfera наших дней.

Андрей Шатуновский

С первых аккордов начинается мощное нагнетание, что не совсем сёрф, но сам Девлет-Кильдеев из раза в раз не ленится пояснять, что не гонится за чистотой жанра и совсем не чужд любой музыке. Главное, чтобы она была гитарная, а уж как она будет называться – дело десятое. Длинные переливы: подходы и откаты, музыка ветра, музыка волн, музыка стихии, музыка пространства. Это и есть Стратосфера. Вся соль, вся суть этой музыки в красоте обработок. Мелодия, безусловно, нужна, но на концерты группы приходят, прежде всего, за красивыми аранжировками, которые создают ни на что не похожую атмосферу. Стратосферную атмосферу.

«Бывает прогрессив-рок, мы же напротив играем регрессив-рок», — шутит Девлет-Кильдеев. Но, чёрт возьми, какие же они вкусные! Они пространственны и мощны, они не боятся звука, и, несмотря на то, что программа в высшей степени узкостилевая, они ни капли не зажаты. «Санаторий Карпаты», «Ковбой Мальборо» и даже экстремальный «Пшеничный сок» заставляют прислушиваться, проникая в доселе неизведанные глубины музыки. Звук вибрирует, как будто отражается от стен, от потолка, от слушателей. Он то ли тёплый, то ли холодный, он прозрачный, но и плотный. Он осязаем и реален, он охватывает, обволакивает, а потом вдруг пронизывает, и вот ты уже в нём, в звуке, в музыке.

Константин Смирнов

Как уже было отмечено выше, Девлет-Кильдеев давно уже не в «Моральном кодексе», но дело его живёт. «Матросы», «До свидания, мама!» исполняются так, как их может исполнить только Killday.

Стратосферный сет короток – всего-то час или около того. На закуску остался бис – «В ожидании чуда» — лиричная, проникновенная. Исполняется в полуакустическом варианте в формате трио: Девлет-Кильдеев – Смирнов – Шатуновский.

Дмитрий Рогозин

Пластиком воины кормят время.
Танец крылатого бесконечен.
Я не узнаю себя назавтра.
Голос чужой в зеркалах не тонет.

Среди композиций нет монументальных полотен. Скорее, это такие своего рода зарисовки, оставляющие задумчивое послевкусие и свет на душе. А, значит, зря считается, что в наше время красивую музыку не играют. Очень даже играют. Просто надо искать. Как говорится, ищите и обрящете.

Андрей Ордальонов специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Кирилла Видеева по ссылке


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.