Сюита в двух частях для флейты с рок-оркестром или Whatever Happened To Gerald Bostock?

С некоторых пор загадочный неутомимый «сказочник» Ian Anderson вновь и вновь возвращается в Россию с разными программами, с разными составами, но со своей неизменной брутальностью и энергией, которых с годами не становится меньше ни на йоту. Андерсону в этом году исполнилось 66. По вполне объяснимым причинам естественнного характера первородная косматость 70-х прошлого столетия давно сменилась аккуратной банданой, а в остальном всё по-прежнему.

Ian Anderson
Московский концерт 7 сентября в Крокус-Сити Холле случился в рамках международного тура Thick As A Brick. Событие, надо сказать уникальное.

Весной 2012 года исполнилось сорок лет со дня выхода одноименного альбома, первой концептуальной работы Jethro Tull – пластинки Thick As A Brick. 2 апреля 2012 года Jethro Tull выпускает сиквел этой истории – альбом Thick As A Brick 2.

Отыграть оба альбома в рамках одного концерта – сильный ход, тем более, говорят, первый Thick As A Brick с 1972 года исполняется впервые, что только усиливает интригу. Программа сложная, с прогроковыми концептуальными заумьями, и, тем не менее, громада Крокус-Сити Холла заполнилась весьма и весьма. Не под завязку, но очень даже. Видимо, яркий запоминающийся образ экстравагантного флейтиста пригнал в район Мякинино не только осведомлённых поклонников прог-рока и престарелых фанатов классического рока, но и просто любопытствующих. Впрочем, что до этого музыкантам – им нужны светящиеся глаза публики.

Андерсон не был бы самим собой, если бы театр не начался, что называется, с вешалки. Ещё задолго до начала на служебном входе он демонстративно отказывался ставить автограф на потрепанном конверте винила 72 года. Иэн то ссылался на грозного man in black, нарочито громким шопотом бормоча что-то в сторону поста охраны, то театрально закатывал глаза, а в итоге свои закорючки поставил всем желающим и даже неожиданно сфотографировался на память.

Ian Anderson и Florian Opale
Но наконец-то звенит третий звонок. На сцену выходят четверо в бежевых плащах и кепках. Вроде как уборщики с вениками и швабрами. Всё происходит, как по канонам 72 года. Тогда точно так же на сцену вышли музыканты. Сам Иэн появляется точно в таком же прикиде на заднике сцены, мелькает там в окружении стеллажей с коробками. На сцене уже шестеро человек. Седьмой выносит к центральному микрофону флейту.

Ну, а дальше видеотрансляция встречи главного героя «Thick As A Brick» уже взрослого Jerald Bostock с психотерапевтом Dr. Maximilian Quad, роль которого сыграл сам Ян.

Картинки сменяют одна другую, перемежаясь хроникой бредущего по улицам и задворкам усталого бродяги-аквалангиста. Но что толку пересказывать происходившее?! Всё это имеет смысл только вкупе с двумя частями полнометражной сюиты для флейты и рок-оркестра

За долгие годы существования Jethro Tull Андерсон по разным причинам неоднократно менял музыкантов. Замена соратников для Иэна всегда была плёвым делом. Смены инструменталистов происходили хоть и заметно, но, как правило, «без шума и пыли». Вот и сейчас, имея ввиду, что от канонического состава группы (а был ли такой в принципе?) не осталось никого, кроме самого фронтмена, Андерсон участвующий в туре коллектив корректно называет Jethro Tull’s Ian Anderson.

Иэн с укулеле. Иэн с флейтой. Иэн поёт и прыгает по сцене. Его движения по-прежнему хаотичны, но, разумеется, подчинены общей цели – созданию образа, который Андерсон настойчиво несёт через всю жизнь, и делает это весьма успешно.

Ryan O’Donnell
Появление на сцене второго вокалиста Ryan O’Donnell – ещё одна ожидаемая неожиданность. Значительную часть первого отделения я пытался определить своё отношение к «конкуренту» великого крысолова, но в итоге тот был «прощён»: он оказался не только подпевун, но и подпрыгун, и подыгрун, маска и шут, отражение и одновременно альтер-эго Иэна. Всё шоу Райан носился по сцене с деревянной флейтой, которая, впрочем, так и не была задействована, и оказался обладателем совершенно джетроталловского тембра голоса. Короче, вписался в шоу, как надо.

И вот уже играет, трещит флейта Андерсона, акцентирующая, выстреливающая, разящая, а молодой помощник аккуратно вписывается в конву образца 1972 года. Кстати, во втором отделении он был гораздо менее активен и чаще прятался за подиумом клавишника.

Thick As A Brick II 2012 года — это классика рока! И, признаться, ничуть не хуже и не слабее первой части (впрочем, это уж кому как понравится). Спустя сорок лет Андерсон выдал материал, который именно, что сиквел, гармоничное продолжение и стилистически, и сценически. Плюс почти театральная постановка программы – нет клоунады и безуспешных попыток молодиться – адекватность возрасту и стилю.

А на заднике, тем временем, всё шёл и шёл, шлёпая вялыми ластами, утомлённый аквалангист.

То, чего так и не было
То, чего так и не было
«Каждое утро я просыпаюсь, встаю с кровати, пишу песню и надеюсь, что вечером удастся ее сыграть», — говорит Иэн Андерсон, и у него это получается. И сорок лет назад, и сейчас. А флейта снова волшебно «фр-фр-фр», и вот уже мы переходим на следующий уровень волшебства. Ребята, вы успеваете? И…, кстати, не забудьте про дополнительную жизнь. Она там в углу, за ящиком.

Вы скажете абсурд? Да, нет, отнюдь. Как сказала бы кэрролловская Алиса: «Вы, конечно, можете называть это чушью, но я-то встречала чушь такую, что в сравнении с ней эта кажется толковым словарем». А нам только и остаётся добавить: «Whatever Happened To Gerald Bostock?»

Не было ни Aqualang, ни Bouree. На десерт Jethro Tull’s Ian Anderson исполнили лишь ударную Locomotive Breath. И как-то всё прошло легко и одновременно насыщенно , а люди, покидавшие зал обменивались восхищёнными репликами.

Андрей Ордальонов специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Кирилла Видеева здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.