Угол кривизны фолк-н-ролла

Рокните, как следует, господа! Так, чтобы мне стало по-настоящему кайфово! 15 апреля в Клубе Алексея Козлова Фёдор Чистяков представил московской публике свой новый проект АккордеонРок. Дядя Фёдор Чистяков всю жизнь играет на баяне разудалый и беспощадный, но при этом очень русский рок-н-ролл. Проект АккордеонРок – необычные кавер-версии классических хитов рока – Led Zeppelin, Queen, Rolling Stones, Nirvana, The Beatles, — исполняемых квартетом из трёх баянов и аккордеона, а также периодически примыкающей к нему ритм-секцией. Наверное, звучит парадоксально, но в этой музыке, исполняемой на фолковых инструментах, куда больше рока и рок-н-ролла, чем у многих других музыкантов, на каждом углу кричящих о собственной принадлежности к касте непогрешимых рокеров. Аккордеон (он же иногда баян) здесь – это всё на свете: аккордеон — мама, аккордеон – папа, рука и нога, кошка и мышка, молоток и наковальня. Группе удается извлекать из инструментов правильный саунд, круто замешанный на истинно рок-н-рольном драйве, и даже намёка на диссонанс между программой и инструментами не возникает. Получается, если так можно выразиться, дикий фолк-н-ролл.

Впервые Чистяков попытался оседлать тему кавер-версий популярных рок-композиций в 2000-м, поучаствовав в проекте «Bayan, Harp & Blues», в рамках которого исполнял несколько классических рок-хитов, но, по мнению самого Фёдора, «тогда всей той затее не хватало законченности идеи». АккордеонРок – проект с идеей. Группа принципиально не исполняет ничего из творчества своего фронтмена. Для музыкантов важно состояться именно в задуманном формате. Впрочем, сам Чистяков допускает, что со временем что-либо из всенародно любимого в репертуар проекта АкордеонРок может войти.

В акустический состав бэнда помимо самого Чистякова, играющего на монофоне, вошли Оксана Короткая и Сергей Чипурнов (баян), а также Евгений Лысков (аккордеон). Во второй части программы к бравой четверке баянистов-аккордеонистов присоединилась ритм-секция в лице перкуссиониста Йоеля Гонсалеса, бас-гитариста Сергея Никифорова и ударника Владимира Титова.

Вначале исполняется акустический Заппа, написавший «светлую мелодию, которая могла бы стать музыкой к мультику», и следом «We Will Rock You». Объявляется произведение, не вполне укладывающееся в формат проекта АккордеонРок — импровизация на тему Исаака Дунаевского «Ой, цветет калина». В составе группы кубинец Йоель Гонсалес, добавляющий в стилистику латинских ритмов, и «калина» превращается в латину. Важно, что подобные метаморфозы не выглядят кабаком. Более того, думается, тот, кто ждал в хорошем смысле кабака или даже старорокерских вещей Фёдора Чистякова, мог остаться сильно разочарованным. Чистяков впадал в задумчивость, то заворачивая музыку в никуда, то, наоборот, тормозя разгнавшуюся повозку, вгоняя ее в состояние «сидения» на одной ноге, когда «степь да степь кругом, ничего не происходит, и не знаешь, чего ждать». Уход в сюр и абсурд превращали спектакль концерта в фарс. Фёдор будто впадал в кому, но при этом не переставал комментировать своё состояние, даже призывая последовать его примеру. Он не здесь и одновременно, в то же время, с нами. Вдруг резкий взрыв, и рок-угар. Музыканты только успевали переглядываться.

Вероятно, сказывается разный менталитет, разная школа, да, даже отличающийся друг от друга темперамент. После взрыва легко следовала апатия и вновь состояние меланхолии, переходящей в длинную тягучую коду. Ещё раз предположу, что и эти вьющиеся бесконечными веревками хвосты композиций у кого-то вызовут вопросы, но ведь именно такие «затянутости» создают настроение, добавляют элемент арт-рока и даже сюитность устройства самого произведения. При этом с точки зрения темперамента развития почти любая композиция оказывается равелевским «Болеро». Именно такие «перепады высот», переходы от абстракции к оскалу реализма рождают гениальное, которое будет потом повторяться вновь и вновь и не только теми, кто способен только на воспроизводство, но и теми, кто способен развить, встав на ступень чуть выше, откуда уже совсем иной взгляд на окружающую действительность, другие горизонты, где даже радуга неожиданно имеет другой угол кривизны.

А на втором этаже Клуба Алексея Козлова тем временем выступала ещё одна легенда – группа «Станция Мир» того самого Воффки Кожекина, который 15 лет назад совместно с Фёдором Чистяковым записал альбом «Bayan, Harp & Blues. Подмосковные вечера». И вот: Кожекин и Чистяков на двух сценах одного клуба в один день. Совпадение это или нет? Случайность или преднамеренная композиция? Завершив концерт, Кожекин спустился вниз к Чистякову.

«Приятно проводить презентацию в джазовом клубе, — говорит Чистяков. — Почти наверняка найдутся музыканты, которые захотят поджемовать». Кожекин пробирается на сцену. Баян и харп, вроде, слышат друг друга, но что-то не клеится. Можно было предположить, что джем баянистов – не такая простая субстанция. Увы, опасения подтвердились: в процессе выяснилось, что баянисты на импровизацию пока не сильно способны. Кажется, даже расстроившись, Фёдор окончательно уступает сцену «Станции Мир». Импровизированный реюнион состоялся, но сок, к сожалению, не пошёл. К выступающим по-тихому присоединяются кожекинские музыканты, среди которых гитарист Иван Жук и ударник Гарик Багдагюлян. Звучит нечто фанково-инструментальное. Баянисты-аккордеонисты сидят почти без дела. Бардак был, сейшн – тоже, но на этом – всё. «Станция Мир» также по-тихому, как и появилась, покидает сцену. АккордеонРок продолжается.

Посмотрите на лица мучеников мехов! Все их эмоции внутри. Безучастные, отвлечённые взгляды недвижимы. Взмах ресниц и тот редок. Дирижер, управляя оркестрантами, взмахивает палочкой, аккордеонист такой возможности не имеет. Фёдор Чистяков подпрыгивает, мускулами лица ожесточенно показывая, куда бежать. И уже случается стоп-брейк, а инструмент взлетает едва ли не над первыми рядами слушателей, что напоминает великого финского авангардиста Kimmo Pohjonen. Но у того был неизменен антураж – шаровары, бритый череп. В отличие от него, Чистяков аскетичен – черные джинсы и футболка, зато какой взгляд!

kuzya00«Исполняется «песня, очень популярная в нашей стране. Мы не знаем, о чем она. Но она о нас. Это песня группы Зэ Битлз. Это «Бэк Ин Юэсэсар». А совсем в финале концерта звучит пинкфлойдовская «Shine On You Crazy Diamond».

«Я хочу ещё раз introduce you этих crazy diamonds», — устало произносит Чистяков. Он то ли доволен концертом, то ли раздражен, то ли просто устал. Но, несмотря ни на что, дух и настроение рок-н-ролла в этот вечер на 1 этаже Клуба Алексея Козлова присутствовали. И очень бы хотелось, чтобы жизнь проекта не остановилась на нескольких презентациях, чтобы он процветал, а дядя Фёдор, используя свои уникальные взгляд и чутьё, не переставал удивлять нас всё новым и новым материалом.

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Олеси Лось здесь

P.S. Только придя домой и увидев себя в зеркале, я вдруг осознал, что, интуитивно надел на концерт проекта АккордеонРок футболку с совёнком Кузей, играющим на …. гармошке. Вот такие бывают совпадения!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.