Услышать голос тишины

22 мая состоялось петербургское выступление Дэвы Премал и Митена. Также участие в концерте приняли уроженец Катманду – Мануз (маэстро игры на флейте бансури), канадский мультиинструменталист Джоби Бейкер, британский клавишник Спенсер Козенс и двое чудесных петербургских музыкантов (там-тамы и скрипка). С последними двумя музыканты прежде на одной сцене не выступали, но надо отметить, что их импровизация идеально вписывалась в общее музыкальное звучание.

Услышать удивительный голос Дэвы Премал и погрузиться в приятное музыкальное сопровождение пришло огромное количество людей. Началом концерта послужила просьба музыкантов вместе с ними произнести мантру «Ом», чтобы почувствовать единение между всеми собравшимися. Плавными дирижирующими движениями рук Дэва призывала зал послушать тишину после каждого совместного пропевания звука, столь простого и одновременно сильного по своему звучанию и значению. Первая композиция («Mola Mantra») родилась как будто бы из этого звука «Ом», произнесенного совместно музыкантами и гостями концерта. Постепенно набирая силу звучания, громкость и ускоряясь в темпе и ритме, мантра заполняла собой все пространство. Фоном для выступления служило огромное серое панно с изображением индийских богов, посередине композиции было оставлено свободное место, куда во время концерта осуществлялась проекция текстов мантр. Всякий раз они возникали постепенно, уже после того, как начало мантре было положено, и она была пропета хотя бы один раз. Начиная с самой первой композиции, музыканты призывали зал петь вместе с ними – Митен проговаривал отдельно каждое слово, начиная с простого по произношению предложения – «Hari Om Tat Sat» (досл. пер. «Да предамся Высшей Реальности»), которым завершалась первая мантра и переходя к более сложным по текстам мантрам. Очень помогала проекция слов (по признанию Дэвы, они догадались сделать такое впервые за двадцать лет концертной деятельности) – хоть мантры и зависят в большей мере от звучания, чем от значения, приятно знать, что ты произносишь правильно слово – видя его написание, а не только ориентируясь на слух. Весь концерт прошел в атмосфере совместного творчества – зал на удивление слаженно пропевал все мантры вместе с музыкантами, идеально повторяя предложенные мелодию и тональность. Периодически музыканты замолкали, слушали зал или просили петь поочередно мужчин (вместе с Митеном) и женщин (вместе с Дэвой) и даже постепенно выводили публику на пение каноном и на разных языках (английский и санскрит). Многие мантры комментировались музыкантами, рассказывались истории их происхождения, пояснялось их значение и свойства. Пели мантры благодарности учителям, для призыва Великого Духа или отдельных богов (например, Ханумана). Пели также и совершенно иные по звучанию и настроению – регги и африканскую народную песню (которую также назвали мантрой). Их подпевать было сложно, так как слова менялись от куплета к куплету, но зато многие вышли танцевать под заводные мелодии и вставали на своих местах, ударами в ладоши поддерживая ритм, принимая участие в создании неповторимого музыкального звучания.

Основная прелесть концертов Дэвы Премал – это именно их неповторимость. Хоть музыка и придумана заранее, тексты тоже известны, звучание будет сильно отличаться от записей на дисках, оно будет уникальным – за счет энергии зала, голосов людей, пришедших окунуться в волшебную атмосферу сотворчества. Аплодисменты музыканты просили заменить молчанием и прислушиванием к миру после пропевания той или иной мантры: «Использование голоса – самый быстрый способ найти тишину». Завершился концерт долгим совместным пропеванием мантры «Ом» и тишиной.

Екатерина Алексеева, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Михаила Козлова смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.