В прекрасное далёко дорогою добра

Более десяти лет в филармонии существует абонемент «Живая музыка экрана». За это время прошло множество концертов, посвящённых самым разным композиторам, исполнителям и фильмам. Однако концерт 30 января был уникальным. Впервые в истории абонемента он был посвящён творчеству поэтов – Леонида Дербенёва и Юрия Энтина. И, хотя в советские времена поэтов-песенников часто называли текстовиками, это название больше подходит к тем, кто пишет слова для современной попсы. Дербенёв и Энтин – это даже не поэты-песенники, это настоящие поэты. Практически каждая их песня, написанная для фильма или мультика, превращалась в самостоятельную повесть, сходила с экрана и жила самостоятельной жизнью. Такого удостаивались лишь немногие авторы.

 

Первое отделение было посвящено Леониду Дербенёву. Поэт ушёл от нас в 1995 году, но песни его до сих пор помнит и поёт вся страна. Его умение сконцентрировать весь смысл в паре фраз и непозволительный для советской песни накал страстей брали за душу. Тем удивительнее, что Дербенёва так и не приняли в Союз писателей, куда он стремился всю жизнь. Более того, поэту постоянно доставалось – и от чиновников, и от прессы. К примеру, одну из самых его известных песен «Есть только миг» в газетах советского времени называли песней о нытиках и «мещанской пошлостью, облечённой в красивую мелодию». Позже, правда, тональность отзывов сменилась: песню называли реквиемом и даже молитвой, найдя в ней буддистские мотивы. Дербенёв об этих статьях отзывался с иронией: «Ничего удивительного. Жрать захочешь – не такое напишешь».

 

Сам же поэт писал хоть и быстро, но всегда очень качественно, если так вообще можно сказать о стихах. Примечательна история, которую рассказал один из ведущих вечера – композитор Максим Дунаевский. Однажды он пришёл к режиссёру Георгию Юнгвальду-Хилькевичу с песней для очередного фильма. Мелодия была готова, но Дербенёв написал лишь один куплет и припев. Дунаевский начал играть и петь, а Дербенёв убежал в соседнюю комнату. Когда припев подходил к концу, он вылетел оттуда с листочком, на котором был второй куплет, написанный от руки. Положив его перед композитором, поэт снова убежал и точно так же успел вернуться с третьим.

 

Хотя в союз писателей Леонида Петровича и не приняли, в кино он стал своим. Со сцены звучала музыка из прекрасных фильмов и мультфильмов, на которых выросло не одно поколение: «Земля Санникова», «Чародеи», «Ах, водевиль, водевиль», «Бриллиантовая рука», «Не может быть», «Три дня в Москве» и других. Под аккомпанемент Российского государственного оркестра кинематографии замечательные песни пели хор мальчиков Московского хорового училища имени Свешникова, Максим Дунаевский, Леонид Серебренников, Валерия Ланская, Григорий Сиятвинда, Анна Бутурлина, Мари Карне, Евгений Вальц, Иван Иванов и ансамбль хоровой капеллы имени Юрлова.

 

Второе отделение было полностью посвящено Юрию Энтину, а потому большей частью детским песням. Сам же Юрий Сергеевич посвятил этот вечер семи своим любимым композиторам: Алексею Рыбникову, Геннадию Гладкову, Владимиру Шаинскому, Максиму Дунаевскому, Евгению Крылатову, Александру Зацепину и Марку Минкову. 83-летний поэт шутил, балагурил и сам бы отлично справился с конферансом, если бы не Дунаевский с Серебренниковым.

 

Более 600 песен, книги, мультфильмы, мюзиклы, сценарии, спектакли – всё это Энтин. В отличие от Дербенёва, он без проблем попал в Союз писателей, Союз кинематографистов и даже Союз театральных деятелей. Его песни в нашей стране все знают с детства. Тем не менее не всё было так безоблачно в жизни поэта. В словах своих песен к сказкам и мультфильмам он порою прятал злободневную сатиру, и это ему вполне удавалось. Но чиновники умудрялись находить двойное дно там, где оно даже не предполагалось. Так, «Песню Водяного» из мультфильма «Летучий корабль» назвали песней диссидента («вокруг меня водица», «эх, жизнь моя жестянка, да ну её в болото»), а «Песенку о шпаге» из «Достояния республики» заклеймили за пропаганду детям алкоголизма («шпаги звон, как звон бокала, с детства мне ласкает слух»). Из первого сборника стихов Энтина они были вычеркнуты.

 

Рассказал Юрий Сергеевич и о том, что мы могли бы остаться без всеми любимой «Чунга-Чанги». Ему никак не удавалось придумать яркое название для острова, и авторы мультфильма «Катерок» даже собрались пригласить другого автора. Спасение пришло с уличной афиши, на которой балетмейстером некой постановки значился Евгений Чанга. Тут-то к поэту и пришло озарение.

 

Зрители концерта услышали песни из «Бременских музыкантов», «Голубого щенка», «Гостьи из будущего», «Летучего корабля», «Приключений Буратино», «Приключений Электроника», «Ну, Погоди!» и других замечательных музыкальных сказок. Надо сказать, что Григорий Сиятвинда и Мари Карне в данных обстоятельствах смотрелись несколько экзотично, однако это было с юмором обыграно: зрители увидели Карне в образе Деда Мороза («Расскажи, Снегурочка, где была?») и Сиятвинду в образе Чёрного Кота («Дуэт Чёрного Кота и Пирата»). Ну а самое приятное, что все участники концерта бережно отнеслись к хорошо знакомым нам с детства песням, не пытаясь «модернизировать» их, добавить современного звучания, как это сейчас модно. Ну а в заключение Юрий Энтин послал всех зрителей… дорогою добра. По ней они с удовольствием и отправились.

 

Надежда Веселова специально для MuseCube
Фотографии Ирины Мишиной можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.