«Сколько сил и времени еще предстоит пожертвовать непрекращающейся нелепости, сколько негативного напряжения удастся нейтрализовать, трансформировав его в творческую энергию, сколько сможет балансировать этот мир, стоящий на самом краю, и будут ли еще иметь в нем ценность мирные будни, закованные в кандалы военных праздников?», — об этом говорит легендарный петербургский музыкант, лидер группы Электропартизаны после выхода нового альбома. И нам есть о чем поговорить, о чем подумать…
Вадим, спасибо за новый альбом, за эту музыкально-философскую поэму! Есть ряд вопросов… Прогуляемся по песням?
«И нет между нами разницы, когда над всеми кружит черный мотылек»… Но разве перед смертью все равны? И праведные, и неправедные?
Праведные жертвуют собой, неправедные — другими. Причины могут быть разными, но сама суть смерти одинакова для всех.
Вы верите в равенство людей, в то, что всем отмерено одинаково – счастья, боли, таланта, любви?
Отмеряно одинаково, но обстоятельства всем предлагаются разные. Один и тот же человек в одних или других обстоятельствах может проявлять себя совершенно по-разному. Самое плохое в мире происходит из-за того, что одни люди считают себя вправе менять обстоятельства других.
Еще до альбома вышел клип на песню «Черный мотылек». Наверное, все ждали от видеоряда чего-то злободневного? Что вам было важно показать?
Один из самых страшных грехов — алчность. Огромные деньги, власть над другими, получение удовольствия выше допустимых пределов — это все наркотики для человечества. Алчность маниакально пытается править миром и победить любовь. Любовь — это жизнь, алчность — смерть. Об этом, собственно, и клип.
Проводите ли вы параллель: Черный мотылек – Ангел смерти?
Есть в реальности такая порода мотылька — Мертвая голова. У многих народов этот мотылек считался предвестником больших бед, войн, эпидемий. Если ты своими руками несешь в мир подобный символ — ничего хорошего точно не получится. Хотя, возможно, пострадаешь не ты, а кто-то другой – из-за тебя.
Что вы думаете о жертвах и о жертвенности? Можно ли без них обойтись в этом мире?
В жизни всегда приходится чем-то жертвовать, это нормально. Можно даже жертвовать собой ради великой идеи. Но ненормально, когда ты приносишь в жертву других, ради достижения своих личных целей.
Считается, что большое горе крепче объединяет людей, чем большая радость. Так ли это, по-вашему?
Если взять войну, как пример большого горя, то нет. Война только разъединяет людей. Она может укрепить государство на какое-то время, но ведь люди и государство — это не одно и то же.
«Главное в песнях не слово, а цепь неизбежных причин…» — это ироническое замечание?
Это саркастическая формулировка, но, на самом деле, это правда. Главное — не слово и не музыка, а то, как это собрано во что-то целое. Именно этим и занимаются железные машины в песне — собиранием обрывков нашего бытия в художественные произведения. Песню можно изменить, а вот ход событий, предшествующих ей, — нет. Можно лишь научиться смотреть на все под другим углом. И еще можно разные точки зрения совместить в одной песне. В жизни с этим обычно сложнее.
То, что сейчас мы видим вокруг, – вряд ли достойно песен…
Нет того, что недостойно песен, но в них все зависит от угла, под которым ты видишь мир.
Песни заставляют думать. В этом их миссия?
Заставить думать нельзя, но можно показать, что думать – это, в принципе, возможно.
Есть ли надежда, что стены общественной лени рухнут – из-за песен?
Да, но таких песен должно быть больше, гораздо больше — в разы. Тогда это будет сила.
«Если ты не узнаешь себя, то закрой эту тему…» Есть ли ощущение, что среди ваших слушателей становится все больше тех, кто себя узнает, кто разделяет ваши мысли, понимает ваши образы?..
Я на это надеюсь.
«Кто сказал, что раньше время было лучше? Время – это то, что теперь…» — понятно, расхватали на цитаты. Но ведь вы это не всерьез?
Это тоже сарказм, но тоже с большой долей истины. Как известно, тот, кто одной ногой стоит в прошлом, а другой ногой — в будущем, в настоящее может лишь нагадить.
Кажется, все мы проходим некий квест, играем в игру, не зная правил. Может, поэтому и не можем выиграть?
Любая игра построена на двух главных факторах — азарте участия и алчности выигрыша. Для начала стоит себя спросить: как я в это втянулся, и что я хочу здесь выиграть, зачем я здесь? И тогда многое станет понятно.
Может, единственный выход — уйти в себя?
Уйти в себя на какое-то время — очень полезная вещь. Помогает многое осознать.
«Родина электричества» навеяна творчеством Платонова? Почему снова и снова вы возвращаетесь к этому советскому писателю?
Наверное, потому что я чувствую восхищение и созвучность. А советским Платонов был по эпохе, а по сути — не очень. Оттого и натерпелся, от идеализма своего и великого таланта, который в советское искусство никак не помещался.
«Вновь костер потушен, вновь исполнен долг. Им пастух не нужен, нужен только волк!..» — звучит совсем безнадежно… Но все же, вы все еще верите в людей?
В людей верю, в пастухов — не очень.
«Болотные солдаты споют про перемены и будут, словно время, освобождены…» — то есть надежда все же есть? Все же будут в этом мире еще новые песни?
Петь про перемены — это признак рок-н-ролла. Я всегда за песни, свободные от времени, или свободные, как время… Главное, спеть их вовремя.
У «Болотных солдат» тоже есть литературные корни?
Есть исторические корни, я бы сказал. И это удивительно подходит к тому, что сейчас.
«Мировой порядок выглядит совсем усталым, его кроят и шьют каждый по своим лекалам…» «День гнева», казалось бы, самая протестная песня на альбоме – но и тут получается, что век ускоряет ход, и мир неизбежно ждет день гнева… То есть некая вселенская катастрофа?
«День гнева» — это возмущение человечества тем, по какому пути его пытаются вести, завязав ему глаза. Вот это литературные корни — взято из одноименной фантастической книги, в которой людям в финале удается избавиться от власти отарков. И без всякой, кстати, катастрофы, тем более вселенской. Просто общественное сознание оказалось сильнее, чем власть.
Отарки, большой брат… — может, все же мы сами себе враги, надсмотрщики и волки?
Отарков создали люди, большого брата — тоже. Надсмотрщики и волки, конечно, сами выходцы из людей. Мы или сами это все производим или соглашаемся на то, что это производят и делают с нами.
«Пустотой, что приходит извне, черным кругом воды в полынье – заблудился вопросом к тебе и ко мне Незнайка…». Может, мы все сейчас Незнайки? Вообще, все?..
Незнайка мало знает, но у него есть душа, и она в порядке. Но вот те, кто пытаются управлять этим миром, — явно душевнобольные персонажи.
У группы Комитет Охраны Тепла есть такая фраза в песне: «Мы все Почемучки, а самый главный – Незнайка». И вот что делать?..
В счастливые времена К.О.Т. было много Почемучек. Беда в том, что сейчас их практически не осталось.
«Над землею вьюга, в голове туман. Кто мы друг без друга в тюрьмах разных стран?..» — акустическая аранжировка «Звездопада» завораживает. Песня пронизана одиночеством… Поэтому решили так выделить ее на альбоме? Чтобы усилить это чувство?
«Звездопад» сам потребовал для себя подобной аранжировки. Я не знаю, как это происходит, и для чего. Наверное, эта песня должна была стать пронзительно тихой по сравнению с остальными.
«Только наш бесконечный праздник – всюду и нигде!» — это возможность прорыдаться, смыть с себя весь этот ужас, очиститься?
Это анти-мантра, очищение через боль.
И что же будет дальше? Что нас всех ждет, как вам кажется?
В любом случае, нас ждет то, чего мы заслужили. Или то, что еще успеем заслужить. Вообще, все здесь зависит от нас самих.
Беседовала Марина Невская
Добавить комментарий