«Вампирский праздничный концерт» Ярослава Баярунаса

«Вампирский праздничный концерт» Ярослава Баярунаса

Любовь побеждает смерть.
Отрывок из книги «Данте, который видел Бога: «Божественная комедия» для всех».

Девятого марта в известном петербуржском клубе «Космонавт» состоялся «Вампирский праздничный концерт» Ярослава Баярунаса. Артист музыкального театра, вокалист и продюсер неоднократно признавался, что такие концерты являются для него настоящей отдушиной. Для тех, кто давно знаком с творчеством Ярослава, не является секретом, что его любовь к готическим форматам давно превратилась в эстетический феномен и стала своего рода мировоззрением.

Над обликом главного вампира работала художник по гриму команды «БаярунасКонцерт» Татьяна Веселова. Команда всячески поддерживает творческие эксперименты артиста и редко скупится на выразительные средства, играя с художественными формами, андрогинными чертами, сочетая пугающие мрачные акценты и образ романтического героя.

Музыкантами выступили давно знакомые коллеги Ярослава: Роман Савченко – гитара, Артём Камалетдинов — гитара, Андрей Фахриев – бас-гитара, Антон Новиков – ударная установка.

Энергетика концерта чувствовалась еще задолго до официального начала: интригующая видеопроекция и красочные декорации стали настоящим воплощением вампирского праздника. Флаеры-паспорта с персональными номерами на входе, живые и искусственные розы, канделябры, неожиданные подарки для зрителей ощутимо способствовали погружению в готическую атмосферу.

Зрителям Ярослава не чужды всяческие перевоплощения и совсем неудивительно, что в какой-то момент концерт обратился в костюмированный перфоманс, где общее настроение создавалось путём постоянного диалога между артистом и его аудиторией, а общие лейтмотивы концерта только усиливали характерность вампирской тематики.

Невозможно не заметить, как ловко Ярослав балансирует между работой в музыкальном театре и смелыми андеграундными форматами, где свобода самовыражения является не следствием, а отправной точкой, на которой выстроен весь сет-лист:

«Я не могу понять кто я – серьезный артист или чертила концертная», – отшучивается Ярослав со сцены.

Специальной гостьей концерта стала его давняя подруга, актриса музыкального театра и профессиональная вокалистка Анна Тесс. Ее называют мрачной принцессой музыкального театра и небезосновательно – она очень тонко чувствует творчество Ярослава и не первый раз выходит с ним на одну сцену под общим готическим знаменателем. Их последней совместной работой была концертная сага «Цветы зла» по мотивам творчества Шарля Бодлера, а сейчас ребята работают над записью русскоязычной аудиоверсии Офф-Бродвейского мюзикла «Nevermore – The Imaginary Life and Mysterious Death of Edgar Allan Poe» («ВОРОН: Воображаемая жизнь и загадочная смерть Эдгара Аллана По»).

Но если в последних творческих опытах Анна Тесс была представлена как чарующе-мистический голос с хоррор мотивами, то на Вампирском праздничном концерте зал зажигался от ее эстрадно-рокового исполнения “Muse” с песней “Supermasive Black Hole”. Её исполнение не дало возможности остаться равнодушным – потрясающий фальцет, расщепление и выразительная пластика дополнили образ вампира в женском амплуа, очаровав зрителя с первых секунд появления.

Как позже прокомментировала Анна, ее образ выстраивался на вдохновении экстравагантным Кроули (сериал «Благие Знамения») и элегантным вампиром Аро (кинолента «Сумерки»), а был завершен ловкой рукой художника по гриму Татьяны из «БаярунасКонцерт».

Талантливые вампиры дополняли друг друга на сцене, словно родственные души, а их музыкальная слаженность и трогательное отношение к друг другу не подлежало малейшему сомнению. Даже моменты импровизации выглядели так, словно артисты действовали по плану, что говорит о безусловной гармоничности их дуэта.

Так исторически сложилось, что концерты Ярослава всегда создают некий эффект двоемирия –реальность предстает чем-то эфемерным, находящимся далеко за пределами клуба, а атмосфера и максимальная самоотдача настолько цепляют внимание зрителя, что два часа пролетают за считанные минуты, погружая в совершенно другую сказочную реальность.

Даром что сказка ассоциируется с детскими форматами. Они могут быть и чрезвычайно пугающими, и на редкость гротескными, где причудливый символизм и классические мотивы не противоречат друг другу, а дополняют концерт, играя на контрастном восприятии зрителя.

Поклонников творчества Ярослава Баярунаса едва ли смутит переход от комично-танцевального исполнения «Мышки» Филиппа Киркорова до душераздирающей «Арии Виктора» из одноимённого мюзикла Алексея Франдетти «Франкенштейн», который идёт с октября прошлого года в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии.

Зарубежные хиты тоже не остались без внимания. Ярким акцентом концерта стало исполнение «Bernadette» на немецком языке, который остаётся неизменной любовью Ярослава многие годы. Здесь зрители даже организовали яркий флешмоб и дополнили готическую атмосферу движениями рук в красных перчатках под ритм песни.

И в этом прослеживается сквозной мотив творчества «БаярунасКонцерт» — здесь нет границ и чётких форматов. Есть общее настроение, а оно может любым — от звонкого смеха до горьких слёз, когда глаза способны выразить куда больше, чем любое произнесённое слово. Практически по Арто.

Несмотря на любовь к мрачным форматам, концерты Ярослава как нельзя жизнеутверждающие. Они не дают ложных надежд. Они учат жить моментом, отпускать себя и чувствовать так, будто завтра никогда не наступит.

Богдана Первозванная специально для Musecube
В репортаже использованы фотографии Анны Бубновой


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.