Ваше благородие, господин Исаак Шварц!

В кино большое внимание и славу получают, в основном, актеры и режиссеры ленты. Хотя за кулисами монтажа кипит работа огромного количества людей, начиная от водителей, уборщиков и заканчивая художественно-производственными цехами. Они так и остаются упоминаемые только в титрах, либо вовсе безымянными в истории культуры. Но и среди них находятся особые таланты. Чарующую атмосферу сюжетам придает музыкальное сопровождение. Так не столь массово-популярный композитор Исаак Шварц создавал великие произведения к советским кинофильмам.

30 июня в здании Ленфильма торжественно открылась выставка «По волнам киномузыки Исаака Шварца». В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения композитора. В честь этого события даже Почта России выпустила открытки в бирюзово-голубых оттенках с профилем композитора, составленным из музыкальных нот.

Исаак Шварц – выдающийся советский композитор, народный артист России. Он написал музыку более, чем к 120 кинофильмам, среди них – «Женя, Женечка и «катюша», «Братья Карамазовы», «Белое солнце пустыни», «Возвращение святого луки», «Станционный смотритель», «Мелодии белой ночи», «Звезда пленительного счастья», «Сто дней после детства», «Выйти замуж за капитана» и многие другие. На Ленфильме у маэстро состоялся дебют в качестве кинокомпозитора. Также он писал симфонии, музыку к театральным постановкам, двум балетам, романс, кантату, квартеты.

Куратор выставки, киновед Дмитрий Мишенин поделился своим впечатлением о замысле выставки: «Я как дитя 70-х годов рос с советской музыкой, которая звучала из всех легендарных и культовых фильмов. Для меня музыка Шварца – это неотъемлемая частица, которую я называю советской Атлантидой этого погибшего, ушедшего государства, в котором мое поколение выросло. Это один из неотъемлемых элементов советской культуры, мне не хватает ее, как советских мультфильмов, кино, музыки, советского рока. Именно тогда все рождалось, все происходило, и, к сожалению, сгинуло практически безвозвратно. Поэтому хочется напомнить людям, какая роскошная и великолепная у них была культура, какие сокровища забыты. Для меня деятельность по возрождению советской русской культуры и ее популяризация очень важна, потому что именно она нас родила, взрастила, т.е. это не политизированный вопрос и не идеология. Это вопрос культуры. Самые удивительные, прекрасные вещи, с которыми связаны мое взросление, детство, юность, от «Звезды пленительного счастья» до детектива «Золотая мина», – все связано с музыкой Шварца. Поэтому абсолютно естественно напомнить и о великом кино, и о самом композиторе».

Перешагнув порог здания Ленфильма, мы оказываемся на деревянном причале среди высоких, стройных маяков, напоминающих ленинградские маяки Осиновецкий или Шепелевский. Тут же располагаются бумажные нотные кораблики, железные якоря, буек и множество спасательных кругов. Привлекает интересный замысел в построении экспозиции в виде морской прогулки. Стены разделены границей: нижняя половина и маленькое помещение в центре – вход на палубу, выкрашенные в однотонный черный цвет, показывают масштабность теплохода или кораблика, а вторая половина с потолком – в белых оттенках с приглушенным освещением – метафорически передают белые ночи Петербурга. Музыка Исаака Шварца повсюду сопровождает гостей выставки. Словно голос Ленинграда доносится из прошлого.

Теплоход состоит из двух залов. В первом представлены фотографии юного и взрослого Шварца с родными, близкими друзьями, единомышленниками, в момент игры на пианино или аккордеоне. На всю стену раскинулась огромная инфографика из кинолент по годам, для которых писалась музыка, а также написана краткая биография о жизни и творчестве композитора. Во втором зале помещение построено как палуба с острым носом и штурвалом в рубке. Сбоку на стене высится круглый выцветший от времени иллюминатор с видом на Петропавловскую крепость, в углу стоит большой сундук со спасательными жилетами, а дальше все помещение до конца занимают скамейки и столы. Вдоль стен расположилась вереница окон с ретрофотографиями из кинолент. Создается ощущение, будто сам становишься свидетелем некоторых сцен из фильмов. Например, сильный и щемящий момент диалога между героями артистов Любови Полищук и Олега Даля в «Золотой мине». Съемки этого эпизода тоже развернулись на арендованном корабле. Остальные интерактивные окна показывают видео эпизоды из кинолент с музыкальными композициями Исаака Шварца. Кстати, на столах можно прочесть подробную информацию о представленных фильмах.

Экспозиция отличается от стандартных музейных выставок своей камерностью. Вот что рассказывает о ней Дмитрий Мишенин: «Это выставка не на слуху, не посвященная Виктору Цою, которую я делал как куратор в московском манеже «Виктор Цой. Путь героя». Там просто люди идут. Исаак Шварц, сопоставимость которого абсолютно с Виктором – естественна, т.е. величины музыкальные. В силу разных обстоятельств это более элитарная или для кого-то узконаправленная личность музыки. Поэтому хотелось подать ее как аттракцион, чтобы людей увлечь. Мы пошли совершенно эмоциональным путем, вот как мы чувствуем его. Идея родилась моментально. Я надеюсь, что эмоциональный эффект будет как от речной прогулки. Мой сокуратор, Анна Маугли, постоянно говорит, что Шварц – спасательный круг для многих, якорь, маяк в этой бури бездарности, которая царит в постсоветском кинематографе и музыке. Исаак Иосифович, как некоторые наши старые режиссеры, – свет, опора, то спасение, на которое нужно ориентироваться и которое, возможно, молодежи поможет в дальнейшем, как и нам в 90-х годах выбираться из сложных ситуаций. Потому что не будь многих вещей, связанных с интересным советским кино, музыкой, было бы гораздо тяжелее. Для меня это была такая терапия. Я надеюсь, что это будет воспринято новым поколением. Кстати, для некоторых режиссеров перестройки, например, Олега Тепцова, автора фильма «Господин оформитель», писал музыку Сергей Курехин. У Олега был неким ориентиром фильм «Дикая собаки Динго», для которого Шварц писал музыку. Это те самые вечные ценности нашей русской культуры, которые существуют, их надо ценить».

Музыка Исаака Иосифовича разная: проникновенная, романтичная, драматичная, лихая, местами грустная, местами радостная, меланхолическая. Он умел мелодически передавать оттенки, огромный спектр чувств, создавал композиции умом сердца, как однажды Фет ответил Толстому в письме. Так эмпатически мог передать человек, который в детстве и юности пережил расстрел отца в 1937 году, ссылку в Киргизию, бедность, воевал в Великой Отечественной войне и был ранен, в зрелом возрасте столкнулся с обостренными отношениями в Союзе композиторов. Несмотря ни на что, талант пробил с боем себе дорогу. После всего пережитого он не озлобился, не разочаровался в жизни.

Дмитрий Мишенин поделился воспоминанием о личности Шварца Тамары Липартии, одной из самых сильных советских монтажеров: «Маленький, скромный. Нравился всем женщинам, потому что у него глаза все время горели. Когда Исаак приходил, он приносил с собой свет, как светлячок. Так горел его дар. И невозможно это скрыть ни в каком физическом теле. Все таланты и гении у кого-то учатся, тут абсолютно неважно, живы люди или нет. Искусство – это наша любовь после смерти».

На мой взгляд, выставка сама по себе необычна тем, что станет встречей двух поколений: советской молодежи и российской. Для первых – поностальгировать о былом, о насущном, для вторых – познакомиться, прикоснуться к высокому, к вечным темам. Сама атмосфера – легкая, спокойная. Хочется остановиться, спрятаться на мгновение от городской суеты, просто сесть на скамейку и отвлечься от бытовых проблем. Кстати, сам Исаак Шварц творил и сочинял произведения в природных условиях, среди деревьев, тишины, спокойствия, в полной сосредоточенности в деревянном доме в поселке Сиверский.

«Когда приходят на сеанс пять человек, меня это абсолютно не пугает. Может быть, найдется один из них, который возьмет эстафету и пронесет ее дальше и, возможно, ему повезет, он соберет тысячи. В этой передаче эстафетной палочки – красоты – и есть традиционные ценности. Тут главное – чтобы знание не прерывалось», – добавляет Дмитрий Мишенин.

Несколько фактов из жизни композитора:

На сегодняшний день Исаак Шварц – единственный советский и российский композитор, получивший музыкальный «Оскар» за фильм «Дерсу Узала» японского режиссера Акиро Куросавы.

Учился в консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова у Дмитрия Шостаковича, который оплачивал обучение бедному студенту с семьей.

Исаак Шварц первый заметил Булата Окуджаву как поэта и сочинителя с мелодическим даром. Их связывала долгая дружба, творческий союз, братство. Композитор легко писал музыку на стихи поэта. Окуджава посвятил свое стихотворение «Музыкант» Исааку.

Композитор дружил с космонавтом Георгием Гречко. В 2007 году Гречко наградил Шварца медалью имени Юрия Гагарина за музыку из фильма «Белое солнце пустыни», который служил талисманом для космонавтов.

Антонина Нагорная, вдова композитора, открыла мемориальный Дом-музей в поселке Сиверский Гатчинского района. В этом здании жил и работал Исаак Иосифович. В мастерской часто бывали Б. Окуджава, В. Мотыль, В. Венгеров, В. Высоцкий, И. Смоктуновский, И. Бродский, А. Куросава и многие другие.

Выставка продлится до конца лета. Вход свободный.

Татьяна Смирнова специально для Musecube

Фотоотчет Ксении Жаворонковой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.