Внутри Ы

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что «АукцЫон», чей очередной летний концерт состоялся 10 июля в московском клубе “RED”, вот уже больше 30 лет остается самой нестандартной и самобытной группой в нашей стране (а, возможно, и далеко за ее пределами).

Уникальность «АукцЫона» такова, что на внезапный вопрос «А на кого они похожи?» столь же нежданно-негаданно вдруг всплывает реплика совсем из другой области, однако ассоциация оказывается настолько прямой и точной, что сложно представить себе другой более краткий и емкий ответ. Однажды, в далеком 1920 году, Андрей Платонов на съезде писателей на вопрос «К каким литературным направлениям принадлежите и сочувствуете?» ответил: «Никаким. Имею свое».

Так на кого они похожи? Ни на кого. Разве что на самих себя.

Кто похож на них? Никто. Им невозможно подражать. Ими можно только быть.

Они будто существуют отдельно от всего и всех, сами себе и небо, и луна. Пишут и играют музыку, никого ни к чему не призывая и ничего никому не доказывая и не объясняя. Такой дистиллированный концентрат искусства для искусства.

«АукцЫон» – как фантастическое существо, которое каким-то непостижимым образом попало на эту планету и чье бытование происходит по своим собственным законам. Существо неформатное и многосложное. Оно в какой-то степени визуализируется только на концертах, где очень хорошо бывает видно, как девять совершенно разных человек, каждый из которых умеет самостоятельно летать в космос и творить миры, становятся единым, целостным, живым организмом, у которого глаза точно знают, про что говорят пальцы, а ноги в курсе, чем занимаются крылья. Редкий пример разнородных девяти металлов, сплав которых дает тот самый, заветный, над получением которого тщетно веками бились алхимики.

Олег Гаркуша – это постоянно двигающееся и одновременно с тем неизменное и хорошо узнаваемое лицо химерического существа Ы, как часто сокращают название группы поклонники. Духовые (Николай Рубанов, Михаил Коловский, Юрий Парфенов) – легкие, которым оно дышит, как жабрами. Дмитрий Озерский погружает Ы под волны те, а Владимир Волков периодически поднимает его в воздух. Виктор Бондарик и Борис Шавейников держат ломаный ритм-пульс, заданный сердцем и душой всей этой фантасмагории – Леонидом Фёдоровым.

Внутри Ы существует затаившееся пространство. Если в записях оно только обозначается и приоткрывается, то на живых концертах в нем можно оказаться. Оказаться внутри Ы. Услышать все собственными пальцами, увидеть все своими ушами.

Такую возможность на этот раз предоставил клуб «RED», который приятно удивил просторной площадкой с прекрасным обзором практически из любой точки зала. Редкий случай на концертах такого свойства, чтобы вокруг каждого зрителя-слушателя было вполне достаточно места даже для собственных персональных плясок с размахиванием рук и ног по всем сторонам света и без изнурительных боев за каждый сантиметр у сцены.

Сцена клуба оснащена большим светодиодным экраном, на котором во время выступления одни абстракции сменялись другими, расцвечивая песни движущимися голубыми волнами, бурлящей магмой, расплавленным солнцем, северным сиянием и синим воздухом.

Сет-лист концерта можно назвать почти традиционным. Правда, в этот раз набор хорошо знакомых песен гораздо щедрее, чем обычно, разбавлялся декламацией Олега Гаркуши.

Хрестоматийная «Внутри собаки» превращалась в «Эгоцентризм II» группы «Странные игры», и, как река, плавно возвращалась обратно в свое русло. В похожем симбиозе уже давно живут «Фа-Фа» и «Профукал», будто совершая классические переходы от «главной» к «побочной» партии и обратно.

«Карлик-Нос» сыграли невероятно мощным саундом, а из «Там Дам» сотворили затяжной, созерцательно-медитативный поток.

Тенденция усиливать «движение вод» в обычно окутывающей облачной пылью да туманом песне «Волны те» в последнее время дает о себе знать почти на каждом концерте. На этот раз этому способствовало и звучание электронного контрабаса Волкова, и присоединение в конце ударных Шавейникова, бас-гитары Бондарика и тубы Коловского.

Известное дело, что на живое и настоящее можно смотреть (слушать) вечно. В «Портрете старика» Рембрандта, в музыке Моцарта, в греческом Парфеноне, в мозаиках Софии Константинопольской, в строчках Мандельштама ничего не меняется десятилетиями, веками. Но что-то постоянно меняется в тебе самом при каждой очередной встрече с ними. Скучно и исчерпано никогда не бывает. Именно потому, что живое. Настоящее.

За 30 лет у существа по имени «АукцЫон» так и не начался процесс омертвения тканей, окостенения мышц и ослабления токов крови. Видимо, в этом причина сверхмощной энергии их песен, сколько бы лет они ни исполнялись. Они тоже живые. Настоящие.

Музыканты, как и песни, – росли, росли, выросли. И опять растут. Конца и края этому нет. И не надо. Играй, играй.

Елена Немыкина, специально для MUSECUBE
Фотоотчёт Katea Liberkat тут

Сет-лист концерта.

«Огонь»

«Хомба»

«Девушки поют»

«Я стоял на углу двух улиц» (Олег Гаркуша)

«Роган Борн»

«Мне моя красавица тапочки купила» (Олег Гаркуша)

«Внутри собаки» + «Эгоцентризм II» («Странные игры»)

«Карлик-Нос»

«Она смотрела на мужчин без осмысления причин» (Олег Гаркуша)

«Фа-фа» + «Профукал»

«Красивая девушка лежит на диване» (Олег Гаркуша)

«Грусть-печаль»

«Уши» (Олег Гаркуша)

«Там Дам»

«Осколки»

«Выйду на пляж с девочкой» (Олег Гаркуша)

«Волны те»

«Седьмой»

На бис:

«Долги»


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.