В июле 2012-го Волчицын вышел из творческого анабиоза. Легендарная фигура рок-андеграунда прошлых лет, лидер группы Новолуние реанимировал свой любимый проект и принял участие в фестивале MUSECUBE Start UP. Разговение свершилось, и дело оставалось за малым. Сейчас Михаил регулярно появляется на московской клубной сцене. По слухам, планируются и гастрольные выезды за пределы столицы.
Один из последних концертов состоялся 16 марта в небольшом клубе Doolin House, расположенном в центре Москвы на старом Арбате.
«Некоторые из песен, которые сегодня будут исполнены, никогда не исполнялись, а некоторые даже не были написаны», – интригует Волчицын собравшихся. У Новолуния есть своя многолетняя аудитория, которая знает репертуар, знает фронтмена, наконец, знает стиль группы, и их, что называется, на мякине не проведёшь. Но, как всегда бывает, на концерты приходят не только завсегдатаи, но и случайные слушатели. Впрочем, выступления Новолуния тем и хороши, что группа – не закрытая секта и с радостью примет в ряды своих поклонников каждого желающего.
«Приказ не отапливать лето» – это в самом деле приказ, а странный стиль dark-reggae (своего рода самонаименование) доводит изначально солнечно-расслабленную музыку реггей до исступленно-депрессивного состояния.
Волчицын говорит, что «борьба за место под солнцем похожа на борьбу за место в автобусе», и в этом весь он – мировые проблемы сведены к проблемам сиюминутным, имя которым легион и именно из них складываются мириады смертей, катастрофы, войны и весь ад на земле. Кубики, кубики, кубики… это как конструктор, который в умелых руках ребёнка выстраивается в правильную модель, а порушенный рукой создателя паззл складывается вдруг в красивую картинку. Сосредоточенностью, даже монотонностью Волчицын захватывает, притягивает к себе внимание, притягивает уже многие годы. Вот и исполняемой «Волчице» в этом году 20 лет, шутка ли! Говорят, он такой был всегда: почти статичный, невозмутимый и одновременно с этим добрый и на удивление … застенчивый.
«Стрёмное лето» – снова реггей. Не по структуре, по стилю. Но какая, собственно, разница. Впрочем, стиль, конечно, требует следования определённым канонам. Прежде всего, звуковым. Не хватает перкуссии, которая будет рушить ритм, вклиниваясь в равномерную раста-раскачку, не хватает дудок, взрывающих равномерное бу-бу-бу своими почти ска-пассажами. Некоммерческой музыке непросто живётся. Увы, это закон. Есть идеи, но где взять возможности для их реализации?…
Снова песня про лето – «Лето на заборе» – заглавная композиция из альбома 2011 года чем-то напоминает творчество Александра Лаэртского. Родство это не только ритмико-музыкальное, но и стилистически-смысловое.
Песня «Электричка» – абсолютная премьера, «эта композиция ещё никогда не исполнялась». Волчицын посвящает ее басисту группы, у которого недавно был день рождения.
Парадоксально, но после десятого или не знаю какого там ещё прослушивания песни Новолуния теряют свою депрессивную окраску, с ними постепенно сродняешься, они начинают казаться вполне себе оптимистичными.
Неожиданно концерт оказался из двух отделений. Вторая часть – акустика. Обстановка совсем домашняя. На сцене один лишь Волчицын. Высокий барный стул, темные очки, электроакустика лежит на колене. Клуб Doolin House по признанию самого Михаила стал домашним клубом для Новолуния. И то, что будет происходить, редко когда звучит на концертах. Он играет и поёт, будто рассказывает. И в голосе появляются добрые интонации, и лёгкая картавость смягчает, разжижает резкость.
А вот он и сюрприз – загадочная «ненаписанная» композиция «Княжна»: «Я эту песню обнаружил случайно. Я даже не помню, что бы я её писал».
И хоть «солнце прибито заклёпками к небу», не всё так катастрофично представляется в этом мире: собрались ребята, поиграли для себя и для друзей, и сразу как-то вдруг потеплело. А дарк-реггей – уже не пропасть тьмы непроглядной, в которую посмотреть страшно, опасаясь ухнуть единожды и без шансов на возвращение, а просто приглушённый свет, своего рода интимный полумрак, лишь изредка прорезаемый пробивающимися извне ледяными искрами жестокости современного мира.
Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Александра Минченко здесь
Добавить комментарий