Фестивальная пора в Москве продолжается: в минувшую субботу, 1 июля, в Архангельском прошла уже четырнадцатая по счету «Усадьба Jazz» – праздник отличной музыки, представленной именами не только наших соотечественников, но и представителей самых разных стран мира.

Музыкой, разумеется, не ограничивалось. А потому в попытках успеть все можно было просто разорваться: попробовать что-нибудь аутентичное или новое для себя на фудкорте, послушать лекции медийных лиц (среди них – Александр Олешко, Александр Анатольевич и Елена Летучая), научиться танцевать самбу, поучаствовать в викторинах, позаниматься йогой или просто полежать в уютных креслах (и это далеко не всё!) – разнообразие активностей поражало и заставляло задержаться на фестивале даже тех, кто всего лишь пришел послушать любимых исполнителей.

Отдельный набор развлечений был подготовлен и для детей: юные посетители на протяжении всего дня мастерили и лепили, изобретали и познавали, пели и танцевали. Для активных и творческих работала целая сцена «Усадьба Jazz Kids», где наряду со взрослыми (группой Sofoli и коллективом Sambateria, которые знакомили с разнообразием ритмов Африки и Бразилии) сцену делили и маленькие артисты – финалисты конкурса «Усадьба Jazz Kids». К слову, к вечеру эта сцена трансформировалась в Jazz Club, где своими выступлениями зрителей порадовали Саша Фрид и Анжелика Маркова.

Немаловажной была и социальная миссия, которую выбрала для себя и всех гостей команда фестиваля – минимизация пластика на территории и выбор в пользу раздельного сбора мусора. Специально для этого в Архангельском поставили цветные контейнеры, а волонтеры подсказывали, куда лучше отправить тот или иной ненужный предмет. Можно было сдать крышечки, батарейки или лампочки; помогая процессу переработки, каждый поучаствовавший в подобной акции оказывал поддержку еще и благотворительным фондам.

И все же музыке была отведена ключевая роль: кажется, что звук наполнял каждый сантиметр пространства усадьбы. В какую сторону ни двигайся – везде настигнет музыка. Программа этого года, как и обычно, радовала любителей истинно джазовой музыки, а также всех меломанов, для которых не существует стилевых границ. Много импровизации, авторских прочтений, масса современного и актуального – здорово, что организаторам удалось собрать такой действительно интересный лайн-ап.

Основных сцен было три: «Партер», «Аристократ» и «Индикатор». Отдельными музыкальными островками расположились на территории Архангельского две сцены проекта #моспродюсер, где на протяжении первой половины фестиваля играли различные команды: The Facepalmers, Moscow Night Group, «Синатра Бэнд», Second Line, Sirens Saxophone Quartet, Folkline и другие. Самую большую публику собрал вокруг себя энергичный оркестр Brass’Ok, исполнявший джазовые обработки известных песен.

Торжественное открытие фестиваля проходило на площадке «Аристократ». Эта сцена – настоящий концентрат самого настоящего классического джаза; наверно, поэтому именно здесь решено было дать официальный старт мероприятию. Однако ровно к этому знаменательному моменту прекрасная погода будто решила изменить свои планы – люди стали доставать зонты и дождевики в попытках спастись от сильного дождя. Что же делать? У «Усадьбы Jazz» буквально оказался козырь в рукаве. Ведущий объявил, что сейчас на сцене выступит коллектив «Абсолютно прекрасный звук» во главе с Николаем Льговским – именно для них уже были выставлены необычные гонги и другие ударные инструменты. А дальше началось настоящее шаманство, результату которого поразились буквально все: после пятнадцати минут беспрерывного ливня тучи начали уходить и выглянуло солнце. Музыке удалось повлиять на небесную канцелярию и подарить замечательную погоду на целый день.

«Аристократическую» эстафету подхватил Большой джазовый оркестр Петра Востокова. Молодые и задорные музыканты исполнили целую вереницу классики джаза вкупе с популярными мелодиями. В качестве солистов – сами участники оркестра. Атмосфера их выступления неуловимо напоминала 30-е годы прошлого века и торжество свинга, а уж когда на сцене появились танцовщицы из Moonshine Chorus Line, то это стало понятно окончательно. Но в программе «Джаз в бабочках», которая хорошо знакома поклонникам бэнда, значились, разумеется, и другие ритмы. Такой задор не оставил никого равнодушным.

Сменили россиян гости из Восточной Европы – Visegrad Quintet. В этой музыке было больше авторских импровизаций (это неудивительно – весь материал участники пишут сами). Коллектив охотно общался с залом и даже продемонстрировал знание нескольких русских слов. Следующим на «Аристократе» выступил настоящий мэтр – Алексей Козлов – и его группа «Арсенал», подаривший зрителям фьюжн-звучание, а заодно рассказавший, как пришел к музыкальным переменам в своей жизни и основал легендарный «Арсенал».

Скандинавский джаз был представлен норвежцем Нильсом Петером Мольвером – его медитативные мелодии были свежим бризом, уносившим в дали музыки и приятных эмоций. А завершал программу «Аристократа» Рауль Мидон – певец, композитор, гитарист, перкуссионист. В его виртуозных пассажах даже не угадывался тот факт, что Рауль – слепой от рождения. Его гений – это сочетания таланта и трудолюбия. Мидона знает и обожает весь мир, называя «новым Стиви Уандером»; но, кажется, слава никак не повлияла на музыканта – он искренне радовался аплодисментам, говорил с залом, шутил и дарил свое творчество.

Сцену «Индикатор» отдали под молодое актуальное искусство: здесь играли свой сет британская группа Ezra Collective, соединившая в своих композициях джаз, фанк, рэгги и афробит, а также россыпь российских артистов: романтично-хулиганский коллектив под предводительством Кати Павловой – «Обе две» , мистически-загадочные «Цветочный 15», искрометный Антон Лаврентьев (по совместительству – ведущий сцены «Индикатор) и его команда, а также одна из самых модных и интересных исполнительниц нашего времени – очаровательная Манижа.

Площадка «Партер» была по традиции самой масштабной – и по территориальным признакам, и по количеству расположившихся на ней посетителей. Список выступавших здесь также отличался стилевым разнообразием. Открыли программу Sofoli – коллектив, сочетающие в себе ритмы народов Африки и характерные для них ударные инструменты. Музыканты вышли к людям, предпочтя непосредственную близость к слушателям – те, кого тронула исполняемая музыка, сразу вышли танцевать – настоящее единение! Следом играла соул-группа Shoo – их по-очаровательному приятные песни и чарующий голос Шуни Балашовой стали украшением «Партера».

Соул сменился инди – на сцене появились ребята из Pompeya. Удивительный музыкальный коктейль из легких танцевальных мелодий заставлял забыть о проблемах – некоторые из гостей плясали под хиты «Помпеи» так лихо, что, кажется, заслужили своих персональных поклонников не меньше, чем Даниил Брод и его коллеги. После настал черед израильской певицы Ester Rada – про нее, уже при одном взгляде, можно сказать «знойная женщина» (эфиопские корни дают о себе знать!). Эстер живо интересовалась у публики ее настроением, дарила свои песни, удивляла широтой вокального диапазона. И, конечно, не оставила без одного из своих главных хитов – композиции Life Happens.

Ближе к закату на сцене появился Алексей Чумаков и его коллектив. Музыкант начал свой сет с откровений: «Я впервые на таком фестивале. Вообще, я люблю группу “Ласковый май”, но хочу показать, что поп-артисты тоже могут джаз!». Кажется, Алексей немного слукавил: наверняка при всей его любви к творчеству Юры Шатунова в музыкальной коллекции у Чумакова явно присутствуют исполнители, чье творчество относится к джазу, фанку, латине и босса-нове, потому что в мелодиях самого певца такой стилистики достаточно – видно, что ему это нравится и абсолютно точно подходит. Аранжировки украсили дополнительными силами акустической гитары, изобилием перкуссии (на которой, кстати, играет сам Алексей) и мощной духовой секцией – в сочетании с садящимся солнцем это было невероятно красиво.

Но наступал черед завершения. Люди вплотную приближались к сцене, чтобы услышать голос талисмана фестиваля – несравненной грузинской дивы Нино Катамадзе и ее группы Insight. Но прежде ведущие сцены (они же – ведущие утреннего шоу на «Радио 7») Ева Корсакова и Рубен Акопян пригласили на сцену генерального продюсера и главного человека на «Усадьбе Jazz», душу и сердце – президента фестиваля Марию Сёмушкину.

«Какая невероятная тишина! Вас так много, а вы настольно чутки к тому, что происходит здесь и сейчас. Посмотрите, какое красивое небо сегодня, какие красивые вы. И какой красивый каждый из вас изнутри. Я очень рада, что есть такая возможность просто соединяться с этим источником внутри себя. Благодаря музыке, которая царит на наших сценах, мы все переживаем состояние единения, счастья, внутренней свободы. Это невероятный финал, к которому мы шли целый год. Спасибо команде, спасибо вам, что, несмотря на разные сложности, мы творим каждый год это чудо в прекрасной усадьбе Архангельское – вы знаете, это место, в котором царит гармония. Большая радость – разделять это с вами. Спасибо огромное, я буду делать это всегда для вас», – слова Марии звучали так искренне, что не было ни капли сомнения, что этот проект она и ее команда действительно делают для каждого пришедшего, стремясь обогатить слушателей внутреннее, нести музыку и позволять узнавать не только о мировых знаменитостях, но и о тех, о ком знает пока не так много людей.

И, уступая сцену хэдлайнеру вечера, Сёмушкина произнесла: «Когда-то, четырнадцать лет назад, я услышала в маленьком клубе прекрасную певицу и ее прекрасных музыкантов. И уже тогда я понимала, что это – музыканты с большой буквы, достойные огромных площадок. И когда Нино впервые вышла на эту сцену четырнадцать лет назад, я поняла, что мы соединяемся каким-то образом и с людьми происходит трансформация. И я приглашаю на сцену любимую Нино Катамадзе и группу Insight!». Нино, как и всегда, была рада всех видеть и даже призналась, что соскучилась. Творила магию, танцевала, пела и создавала космос – зрители внимали каждому звуку и хотели, чтобы это не кончалось.

Финал ознаменовался фейерверком – в красочном всполохе можно было услышать свою музыку, загадать желание и поверить в чудо. Теперь фестиваль отправится в Екатеринбург, Санкт-Петербург, Воронеж и Сочи – со своими программами и сюрпризами. А преданные московские поклонники «Усадьбы Jazz» уже планируют свое следующее лето – по признаниям команды организаторов, к 15-летию всех ждет нечто грандиозное. В одном можно быть уверенным уже сейчас – будет много фантастической музыки.

Евгения Троицкая, специально для MUSECUBE

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.