Закрытие международного фестиваля старинной музыки “Earlymusic-2015”

Международный фестиваль старинной музыки “Earlymusic-2015” проводится уже в восемнадцатый раз. На ежегодный праздник барокко, ренессанса, средневековья и классицизма в Санкт-Петербург съезжаются гости со всего мира. В этом году в фестивале приняли участие музыканты из Италии, Германии, Австрии, Великобритании, Южной Кореи и Ирана. Возрождая придворную музыку XVIII века, организаторы мероприятий устанавливают культурные связи между странами мира и воссоздают огромный пласт музыкального наследия. Фестиваль “Earlymusic” был создан в 1998 году директором Британского Совета Элизабет Уайт, координатором культурной программы Британского Совета в Санкт-Петербурге, скрипачом Марком де Мони и одним из основателей российского барочного ансамбля “MusicaPetropolitana”, руководителем ансамбля старинной музыки «Солисты Екатерины Великой» Андреем Решетиным.

Изучая сохранившиеся партитуры и рукописи из частных и архивных источников «Солисты Екатерины Великой», выступающие главными участниками фестиваля, восстановили огромное количество малоизвестных шедевров западноевропейского, русского барокко и придворного искусства русских императоровXVIII века. В числе произведений, исполненных на фестивале за годы его существования, — «Борис Годунов» немецкого композитора Иоганна Маттезона (1710 г.), опера итальянского мастера Джованни Паизиелло «Мнимые философы» (1779 г.), а также музыка Ристори, Арайи, Мадониса, Далольо, Пиантаниды, Манфредини, Скьятти, Паизиелло, Галуппи, Хандошкина, Жерновика и других. Большим успехом стало создание первой российской профессиональной труппы Барочного Балета Анжолини под руководством немецкого хореографа Клауса Абромайта.

В этом году программа фестиваля “Earlymusic”состояла не только из музыкальной части, но и включила в себя литературные чтения, мастер-классы по барочному пению и жесту (преподаватели – Данила Ведерников, Тьерри Пето), барочному балету (преподаватель – Клаус Абромайт) и русской исторической фонетике (преподаватель – Андрей Решетин).

Фестиваль“Earlymusic-2015” открылся 20 сентября в Гатчине премьерой театра барокко Данилы Ведерникова. В тот же день выступили артисты Барочного Балета Анджолини Клауса Абромайта и контр-тенор из Великобритании Майкл Чанс. 21 сентября в Государственной академической капелле итальянский ансамбль MalaPunica (художественный руководитель Педро Мемельсдорф) исполнил музыку позднего Средневековья, а 1 октября прошёл концерт итальянских дуэтов для виолы да гамбы Паоло Пандольфо и Амели Шеман. 2 октября в Капелле Санкт-Петербурга публика услышала австрийского оперного певца Макса Эммануэля Ченчича с программой «Рококо». 7 октября в доме-музее им. Г.Р. Державина прозвучала корейская национальная музыка. Но главным событием фестиваля “Earlymusic-2015” стала премьера комической оперы Винсенте Мартин-и-Солера на сюжет сказки Екатерины II «Горе-Богатырь Косометович», которая состоялась 4 октября в Эрмитажном театре. Именно там она прозвучала впервые более 220 лет назад.

В последний день фестиваля, 8 октября, в Санкт-Петербургской капелле «Солисты Екатерины Великой» представили заключительный показ оперы «Горе-Богатырь Косометович». Сказка Екатерины II была написана и переделана в комическую оперу в 1788 году. Клавир, выполненный композитором и фольклористом Яном Богумиром Прачем, был очень популярен в России. Подлинные герои оперы с отменным вкусом и фантазией, лёгкостью и юмором постоянно проступают сквозь комические маски Горе-Богатыря, Кривомозга, Торопа, Громкобая, Гремилы и других. В петербургских сочинениях Винсенте Мартин-и-Солер сохранил итальянский стиль оперы-буффы, часто используя при этом мелодии русских песен. «Солисты Екатерины Великой» внесли небольшие изменения в драматургию спектакля, добавив в оперу две балетные интерлюдии с музыкой Джованни Пиантаниды и Доменико Даломо (известные придворные авторы во времена Елизаветы Петровны и Анны Иоанновны).

Представление «Солистов» началось с прочтения Данилой Ведерниковым речи Екатерины II. Затем музыканты исполнили торжественную увертюру к опере. Во вступительной инструментальной миниатюре сразу проявились черты, характерные для всего произведения: лёгкость, изящность, пышность и юмористичность. Музыканты оркестра обладают высоким уровнем мастерства и манерой аутентичного исполнения (Андрей Пенюгин – первая скрипка, Андрей Решетин, Сергей Фильченко – вторые скрипки, Марина Куперман – альт, Анна Бурцева – виолончель, Григорий Воскобойник – контрабас, Светлана Емельянова – флейта, Ольга Лазарева, Ольга Кузнецова – гобой, Ирина Шнеерова – клавесин). Всё действие оперы разворачивается в сольных, ансамблевых и хоровых номерах, речитативных и балетных сценах в исполнении вокалистов (Илья Мазуров – Горебогатырь Косометович, бас, Андрей Сторожев – Кривомозг, тенор, Виталий Соболев – Тороп, тенор, Сергей Шувалов – Громкобай, бас, Юлия Хотай – Локтмета, сопрано, Елизавета Свешникова – Гремила, сопрано, Вероника Сиротина – Барыня Степанида Даниловна, меццо-сопрано, Савелий Андреев – слуга, тенор) и артистов барочного балета Анджолини (Константин Чувашов, Камиль Нурлыгаянов, Полина Артемьева, Екатерина Барашева). Постановка оперы «Горе-Богатырь Косометович» стала большим шагом ввозрождении старинного искусства и одним из самых заметных событий в современном музыкальном мире.

Фестиваль старинной музыки “Earlymusic-2015”состоялся при поддержке Министерства Культуры России, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, зарубежных консульств и культурных институтов Санкт-Петербурга, Гатчинского дворца, музея-усадьбы Г.Р. Державина, Эрмитажного театра, Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, а также частных спонсоров и волонтёров.

Мы не прощаемся с «Солистами Екатерины Великой» и напоминаем, что уже 29 октября в музее-усадьбе Г.Р. Державина состоится концерт «Окно в Европу. Шедевры русского и западно-европейского барокко».

Анастасия Видмайер, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Сергея Спиридонова смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.