Жизнь в стиле БЛЮЗ

7 октября в Санкт-Петербургской Филармонии Джазовой Музыки прошел концерт-дансинг замечательного питерского коллектива BIG BLUES REVIVAL. Название группы говорит само за себя (в переводе с английского «revival» означает «возрождение») — уже 13 лет эти обаятельные парни исповедуют незатейливую, но от этого не менее глубокую философию блюза, перепевая, аранжируя и импровизируя с уже навечно прекрасными произведениями Вилли Диксона (Willie Dixon), Сонни Бой Уильямсона II (Sonny Boy Williamson II), Рея Чарльза (Ray Charles), Джона Ли Хукера (John Lee Hooker) и др.

Их творческий коллектив зародился в самом конце 90-хх — в странное время больших неопределенностей и противоречий, когда с одинаковым успехом можно было как предаваться унынию, так и действовать. Все произошло почти спонтанно: однажды солисту будущих B.B.R. Виталию Андрееву позвонил приятель с простым предложением — быстро собрать музыкальныю группу, которая могла бы играть в акустическом варианте тихонечко и громко в электрическом. Так и началось, со временем менялось, кто-то приходил, уходил, но блюз был всегда.

Сегодня на сцене их пятеро: Виталий Андреев — вокал, Александр Суворов — гитара, губная гармошка, Владимир Савенок — клавиши, Владимир Коновалов — бас и конечно же, барабанщик. Чувствуется, что они разные, но, безусловно, близкие друг другу и абсолютно свои. Худощавый Виталий Андреев в широких брюках, слегка мешковатом синем пиджаке и ярком, провоцирующем галстуке с рисунком американского флага, прячущий глаза под большими цветными стеклами очков и полами шляпы и с иголочки одетый Александр Суворов: серый костюм, блестящие от геля волосы, черные очки, гитара, одним словом, красавчик — они кажутся братьями, каждый из которых идет своим путем, но неизменно остается верен семье. И главное, их любят девчонки! А что еще надо? Может только работенку полегче, да деньжат побольше. Но чувства все-таки важнее, ведь во все времена, находятся те, кто в общей суете просто «хотят немного любви». Об этом и было одно из произведений искусства (именно так называл все композиции Андреев), блестяще исполненное группой и, судя по ритму и энергетике, жажда любви в людских сердцах велика и неутолима.

Экспрессивные мелодии сменяются медленными. Низкий, хрипловатый голос солиста увлекает. И вот под звуки прекрасного блюза Вилли Диксона мы переносимся в Америку конца 40-х, оклемавшуюся от послевоенной депрессии, утопающую в сигаретном дыму и отчаянно стремящуюся реализовать одну из своих самых популярных идей, которая теперь, с легкой руки Бобби Макферрина, называется не иначе, как «don’t worry, be happy».

«Что-то меня трясет от тебя, деточка» — медленно и даже слегка равнодушно поет Андреев. Дурманящий, тягучий, естественный как и жизнь, блюз. Нет никакой трагедии, просто «baby, please, go home» и тогда все будет хорошо, можно будет веселиться, а это, черт побери, мы умеем делать не хуже, чем тосковать! И в доказательство в исполнении Владимира Савенока звучит композиция Рея Чарльза — зажигательная, игривая, бешенная «Mess around».

С последнего ряда видны только широкая спина и гладкий затылок клавишника, но как это все двигается и вздрагивает в такт сумасшедшему ритму — не возможно усидеть на месте. На специально отведенной небольшой площадке начинаются танцы. Импазантный пожилой мужчина в белом пиджаке и черной гангстерской шляпе с азартом отплясывает с тонкой и звонкой партнершей. И хотя их движения уже не такие отточенные, но одного взгляда достаточно, чтобы понять — перед тобой короли дискотек 60-х. Нам, молодежи, остается только кидать деланно утомленные взгляды, мол: «Эй, мистер, не подвинитесь ли вы со своей очаровательной рыжеволосой малышкой чуть в сторонку, а то сцену плохо видно» и тайно завидовать, потому что в большинстве своем мы и танцевать-то так не умеем.

Удивительно, что в то время, когда их поколению было многое запрещено, они находили возможность слушать и узнавать прекрасную музыку, а в наше время, когда все разрешено, мы окончательно запутались в стилях и ритмах и часто проходим мимо чего-то по-настоящему стоящего.

Ведь если немного задуматься, несмотря на свое заморское происхождение, блюзовая форма очень близка русской ментальности. Это музыка личная, музыка обычных людей, в центре которой оказывается жизнь, с ее проблемами, встречами, расстованиями. Музыка, которая звучит в конце напряженного трудового дня, потому что хочется скоротать вечерок в приятной компании и поделиться наболевшим. Она образная и выразительная, с оттенками то грусти, то радости, протяжная и просторная, как русские поля.

Своим творчеством BIG BLUES REVIVAL доказывают, что блюз не имеет границ: ни территориальных, ни национальных. Кстати, у группы есть несколько русскоязычных блюзовых альбомов, и что интересно, название коллектива на обоих дисках написано русскими буквами БИГ БЛЮЗ РИВАЙВЛ.

И тут можно сколько угодно рассуждать на тему, возможно ли исполнение блюза на русском языке или нет, имеют ли значение речевые особенности и принадлежит ли эта музыкальная культура исключительно темнокожим ребяткам, предки которых были выходцам из африканских земель, в свое время пустившими корни в глубь американских плантаций, но лучше давайте, отбросив рационализм, собираться с друзьями и с душой чистого лирика просто слушать блюз, главным образом для того, чтобы понимать и чувствовать, потому что есть в этом и родное, и близкое, и шемящее, и увлекающее и еще что-то, что делает нас счастливее.

Ксения Колосова, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Надежды Березиной смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.