«12 стульев»: Театр Есенина открыл 7-ой сезон

12 стульев

Один за другим московские театры открывают новые сезоны и распахивают свои двери перед зрителями. Вот и Московский драматический театр имени С. Есенина в это воскресение вступил в свой уже 7-й (!!!) сезон. Театр Есенина показывает своим зрителям помимо обычных спектаклей еще и очень интересные иммерсивные постановки, где нет разделения на зал и сцену. За время действия такого спектакля зрители постоянно перемещаются по всевозможным помещениям старинных особняков, в интерьерах которых и разворачивается действие. Это очень необычно и увлекательно!

Я уже побывала на спектакле «Шерлок Холмс. Собака Баскервилей» в старинной усадьбе Мухиных на Елоховской площади (Библиотека-читальня им. А.С. Пушкина) и на «Идиоте» в Городской усадьбе Н.С. Третьякова XIX века (Библиотека искусств имени А.П. Боголюбова). Восторг!

А для иммерсивной музыкальной комедии «12 СтУлЬеВ», по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова, художественный руководитель театра — Ярослав Шевалдов облюбовал старинный особняк Толстых-Борисовских на Земляном валу, с балкона которого, по легенде, смотрел на горящую Москву Наполеон (ДК «Гайдаровец»).

Я уже привыкла к тому, что главные роли в своих спектаклях Ярослав исполняет сам и ему удается практически без грима и каких-либо заметных внешних изменений создавать весьма точные образы, казалось бы, абсолютно несхожих между собой персонажей. Но… Остапа Бендера в этот вечер играл другой актер – незнакомый мне ранее Илья Роговин (хотя в одном из составов худрук все же играет эту роль). Расстроилась и дальше Программку даже смотреть не стала. А когда уже дома ее открыла, меня ждал сюрприз!!! Но о нем чуть позже.

Начался спектакль на парадной лестнице особняка, где сначала к Остапу с «Дядь, дай десять копеек!» подрулил беспризорник (Илья Алаев), который до этого и у зрителей их просил – и ведь давали (!!!), а затем дворник Тихон (Елисей Смолин), в чью каморку мы вслед за Остапом Ибрагимовичем и направились. Здесь и произошла судьбоносная встреча Остапа с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым (Михаил Вечикул) и «Лед тронулся!»

В особняке Толстых-Борисовских не было ни одного закоулка, которое режиссер не задействовал бы в своем спектакле – мы даже в подвал спускались и ходили там почти в кромешной темноте по каким-то катакомбам. Ведь именно там по замыслу Ярослава Шевалдова архивариус Коробейников (Андрей Перов) и вручил Остапу ордера на стулья гамбсовского гостиного гарнитура, в одном из которых теща Воробьянинова спрятала все свои драгоценности…

Побывали мы в гостях у бывшей возлюбленной Воробьянинова — Елены Станиславовны Боур, где стали членами «Союза меча и орала». Там же и спиритический сеанс с нами провели, и пирожками угостили. Подняли бокалы с шампанским «За молодых!» на свадьбе Остапа с мадам Грицацуевой, с гротеском сыгранной очаровательной Ольгой Гончаровой. Посидели с Лизой (Надя Элпис) и Воробьяниновым в ресторане «Прага». Приняли участие в аукционе, откуда наших героев выгнали, потому что Ипполит Матвеевич в «Праге» прокутил свою часть денег и они не смогли внести за стулья полную сумму. И разлетелись тогда стулья по разным местам Москвы. А мы продолжили свой путь за ними.

Часть зрителей вместе с Бендером посетила квартиру Эллочки-Людоедочки (Светлана Судомир), обставленную в японском стиле. Куда, вслед за Кисой отправились остальные, мне неведомо… Каждый раз с надеждой и трепетом следили мы, как вспарывается очередной стул… Это при том, что всем, конечно же, сюжет романа, хотя бы по его знаменитым экранизациям, был знаком. Сходили и в театр Колумба, куда попали с аукциона аж четыре стула. И здесь, перед спектаклям «Женитьба», нам на экране показали всю сюжетную линию, связанную с погоней за стульями Отца Федора (Сергей Хачатуров), который «живьем» в спектакле появляется лишь ненадолго.

И трагическая развязка этой увлекательной истории произошла на этих же подмостках. Рассказывать все весьма оригинально придуманные режиссерские ходы этой искрометной комедии, полной песен и танцев, я не буду. Изюминок зрителей в ней ждет немало. Многие актеры блестяще сыграли в спектакле по несколько ролей. Перевоплощение их было просто потрясающее. Илья Алаев из беспризорника превращался в интеллигентного Колю (мужа Лизы), Аукциониста и еще ряд персонажей. Светлана Судомир из милейшей Эллочки-Людоедочки становилась зловещей Тенью Петуховой (тещи Воробьянинова).

Но самым сильным потрясением для меня стало то, как Анна Сардановская, которую я, конечно же, узнала в Аукционистке, сыграла Елену Станиславовну!!! Я не поверила своим глазам, когда прочитала ее фамилию в Программке. Более того, пересмотрела записанный мной кусочек с поклонов и только тогда за всем «оперением» Боур разглядела красавицу Анну. Браво!!! А ведь Елена Станиславовна вплотную подходила ко мне на спиритическом сеансе со своими «пасами»…

Почти четыре часа пролетели незаметно – настолько увлекательно развивалось действие. А уж сколько положительных эмоций я получила в этот вечер – и не перечесть!!! На поклонах Ярослав Шевалдов обещал зрителям в новом сезоне много ярких и интересных премьер. Искренне желаю этой талантливой команде, чтобы все их планы воплотились в жизнь.

Елена Смирнова специально для Musecube
Фотографии автора можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.