А голова – предмет темный, исследованию не подлежит

Фотография Алексея Иванова

9 февраля в рамках фестиваля «Пять вечеров» зрители могли оценить совсем небольшой по хронометражу, но весьма любопытный по форме и содержанию спектакль. Сделанный без особых нарочито вычурных приемов, не обещающий бескрайнего простора для интерпретации, он, тем не менее, цеплял зрителя и не отпускал до самой последней минуты.

Режиссерская работа Кирилла Люкевича «Голова» по блестящей камерной пьесе драматурга Константина Стешика жанрово обозначена как «кухонный триллер». И впрямь что-то такое незримо стивенкинговское там явственно присутствует (если бы классик американской литературы жил в унылой облупленной панельке в спальном районе, конечно!). Такое определение выглядит спойлером, словно бы сильно заранее раскрывает все карты, напрочь убивает всю интригу – но это вовсе не так, поверьте. Нервы публики будут щекотаться о данную фразу, напечатанную на программке, она не даст им расслабиться, она станет держать их под контролем.

Начало же здесь обманчиво культурно и даже в определенной степени культурологично: зрителям устраивают действительно познавательную экскурсию на тему образа отрубленной головы в мировой живописи. Зрители вспоминают от картины к картине и Медузу Горгону, и Иоанна Крестителя, и Давида с Голиафом, их кидает от библейских сюжетов эпохи барокко к сюрреализму и поп-арту родом из минувшего века. Краткое, но весьма насыщенное погружение в тему настраивает на определенный  символический лад, который затем незамедлительно рассеивается от  происходящего на сцене. С легкой руки режиссера зрителей поджидает типичная отечественная бытовуха с водочкой и в каком-то смысле тоже сюрреализмом. Найденная одним из героев этой полубезумной истории в метро живая (звучит максимально невероятно, но в рамках заданного сюжета это чистейшая правда!) голова ни с того ни с сего вдруг претендует на звание оракула. Заживший внезапной самостоятельной жизнью важнейший орган человеческого тела  пытается предсказать героям будущее, утолить жажду познания непознанного и вообще все четко по полочкам разложить, «дойти до самой сути», как писал классик. Но совершенно очевидно, что такая тяга к заглядыванию в грядущее никогда еще не приводила ни к чему хорошему. И прекрасное далеко будет с тобой жестоко.

Едва ли не ключевой пункт в секрете успеха спектакля «Голова» – драматургическая первооснова. Красочный в своей остроумной парадоксальности меткий, точный, яркий и живой язык пьесы Константина Стешика доставляет особенное наслаждение. Легкая, какая-то непринужденная и ненатужная режиссура Кирилла Люкевича истинно радует зрительский глаз. Узнаваемые ситуации вызывают моментальный внутренний отклик, привычные типажи замечательно воплощены артистами (Виталий Гудков, Сергей Матвеев, Николай Красноперов, Павел Путрик, Татьяна Болдина). Кажется, нет ничего такого особенного в этой истории.

Но все-таки, видимо, есть.

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.