А Вам страшно?

7 мая в Большом театре кукол ставили спектакль «Вий» по одноименному рассказу Н.В. Гоголя.

49Начать рассказ следует с честного признания в том что автор не совсем объективен. Большой театр кукол и, в частности, режиссер Руслан Кудашов «выпускает» восхитительные спектакли, такие как «Башлачев, человек поющий», «Мы» и другие. Они заслуживают того чтобы аплодировать стоя, смотреть еще не раз и советовать всем знакомым.

Спектакль «Вий» не должен был стать исключением, что и произошло.
Итак, Вы хотите побояться? Начинаем. На сцене воссоздана церковь, присутствуют иконостас и молитвенник. Пахнет дымом и чуть-чуть ладаном. Приглушенный свет. Атмосфера мрачная и тяжелая, полностью в соответствии с произведением Н.В. Гоголя. Церковный колокол ударяет три раза. К нам из подземелья приходят три черта: Вожак, Канцелярист и Шестерка. Они строят коварные планы – как бы извести со свету философа Хома Брута, заманить его в свои дьявольские сети. Черти будут с нами на протяжении всего спектакля в разных обличиях.

50Далее на сцене мы будем видеть только одного человека с говорящей фамилией Брут, в окружении актеров в масках и кукол. И каков этот человек? Он пьет горилку при каждом удобном случае, ворует все, что плохо лежит, нюхает табак в церкви, читает молитвы кое-как. Но все равно ему сопереживаешь, у него образ симпатичного пьяницы. Хочется чтобы он победил всех злодеев: и чертей, и панночку, и Вия. Панночка в этой постановке – тряпичная кукла, ее, как марионетку, дергают за ниточки черти, и она встает из гроба, пытается поймать Хому, но не видит его, летая в своем гробу. Это не так страшно как в советском фильме «Вий» (помните ведьмин взгляд Натальи Варлей, ее смех, то, как она тряслась от злости?). Но тем не менее, выглядит сильно — она как живая с этими веревочками за спиной. Вия зрители не видят вообще. Вместо этого на экране мы видим глаз, а потом лицо самого Хомы Брута, и мы понимаем что Вий – в нем самом, зло есть в каждом из нас.

Главная идея спектакля – это то, как человек остается наедине со своими страхами, и какие средства он использует для того чтобы справиться с ними. На наших глазах сражаются силы добра и зла, истинная вера и нечистая сила. Кто победил в итоге – каждый зритель решает для себя сам. В финале черти бесчинствуют, издеваются над бесчувственным телом философа Брута, играет громкая музыка, в глаза бьет яркий свет, и вдруг раздается крик петуха – и все прекращается, черти исчезают, музыка замолкает. Как будто ничего и не было. Прекрасный режиссерский ход.

51Спектакль поставлен точно по книге, но, в то же время, видно и своеобразие режиссерской мысли. Куклы органично вписываются в сюжет, они всегда нужны людям – и большим, и маленьким. На сцене, кроме основного, разворачиваются еще несколько маленьких спектаклей. Так, в печке на заднем плане, мы видим иллюстрацию к рассказам о преступлениях панночки при жизни. Наблюдаем, как льется кровь убитого ей младенца, и от этого становится жутко даже взрослому человеку.
Такой спектакль нужно смотреть только с детских сидений, в которых есть подставки для маленьких ножек. С такого ракурса можно увидеть все (или хотя бы постараться) широко открытыми глазами, как это делают дети.

Что еще можно сказать об этой постановке? Как подытожить рассказ? Лучше, чем Н.В. Гоголь, эту страшную сказку никто не расскажет. Не стоит и пытаться. Любое подражание чьему-то стилю выглядит смешно и жалко. Стоит сказать только то, что так, как Большой Театр Кукол, этот спектакль никто бы не смог поставить. Виват, товарищи.

Алла Игнатенко, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии с официального сайта Большого театра кукол


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.