Амур, ты пьян, иди домой

Ежегодный театральный фестиваль «Пять вечеров» – это такой обязательный февральский праздник жизни и именины сердца. Начинается он в Петербурге 6-го числа, а заканчивается 10 февраля, в день рождения советского драматурга Александра Володина. Александр Моисеевич посмертно дал свое имя фестивалю, который проводится уже в восемнадцатый раз, но, что более важно, он придал советской и современной драматургии новой вектор, в котором так много человечного, искреннего, лиричного и настоящего.

За «Пять вечеров» успевает пролететь целая жизнь: со всей страны, а в этом году даже из Китая и Абхазии приезжают театральные коллективы, в чьих спектаклях наследуется эстетические ориентиры и поэтические идеалы Володина. Проводится программа «Первая читка», открывающая новые имена актуальной драматургии, 10 февраля отправляется автобус на Комаровское кладбище, а в антрактах в театральном буфете командует вездесущая Клава с неизменными солеными огурчиками и сушками. Эти трогательно-душевные традиции помогают уловить эфемерное «ленинградское» настроение и мироощущение, которые были присущи как самому Володину, так и уже почти ушедшему поколению его театральных современников. Но из года в год фестиваль доказывает, что темы, близкие Володину, не становятся чуждыми поколению нынешнему. Так, в этом году на сцене Молодежного театра на Фонтанке был показан спектакль «Плешивый Амур», поставленный режиссером Генриеттой Яновской в Московском театре юного зрителя: история про жителей многоквартирного деревянного дома, воссоздающая образ начинающегося застоя с пугающей точностью и щемящей реалистичностью.

Генриетта Яновская – известный режиссер, выпускница ленинградской театральной школы, ученица Г.А. Товстоногова, чья культовая постановка «Пять вечеров» в БДТ открыла миру в 1959 году автора пьесы Александра Володина. Трудно найти еще более крепкие связи, чем у Генриетты Наумовны и города на Неве, в котором в начале своей карьеры она так много ставила Шварца, Володина, Зорина. Как точно отметил режиссер Виктор Рыжаков, один из организаторов фестиваля, Генриетта Яновская – это то, что связывает сегодня две эпохи во имя таланта и чистого искусства. Поэтому выбор для постановки пьесы Евгения Попова, написанной в 70-е годы и тогда же запрещенной, совсем не случаен: Яновская работает с той эстетикой, свидетелем которой была и непосредственным участником которой являлась. «Плешивый Амур» или «Плешивый мальчик», как в авторской версии называется «идейно-ущербная» комедия, повествует о нескольких днях и десятке героев, потерянных в своем времени, но отчаянно верящих, что совместными усилиями они могут выжить.

«Эта грустная история произошла у нас на улице Засухина, где прошло мое детство, где мы жили в деревянном домике, а потом получили с мамой благоустроенную квартиру. И остальные обитатели двора тоже разъехались. Деревянные дома снесли, на их месте сейчас громадное студенческое общежитие. Я иногда прохожу мимо и вижу, как горят заполночь желтые окна и вижу юные головы, склонившиеся над тетрадями и книгами, и слышу грустные и веселые песни, и думаю, что у них, а может, у их детей, а если не у детей, то у внуков все будет по-другому», – говорит один из героев спектакля словами Евгения Попова. И эта реплика из уст человека поздних 60-х годов звучит сейчас с надеждой: а ведь и правда что-то поменялось.

Спектакль «Плешивый Амур» густонаселенный и сложносочиненный организм, в котором есть место огромному старому дому на улице Засухина, 13, что когда-то был в Красноярске (удивительно подробная декорация художника Сергея Бархина), и привычным обитателям подобного строения. Здесь живет непонятно, каким ветром занесенный романтичный летчик Коля Малинин (Константин Ельчанинов), который хочет счастья и покоя, но вместо этого проводит год в тюрьме: сумасбродно отвез на работу на служебном «кукурузнике» любимую женщину Лизу (Мария Луговая). Дерзкая, свободная, какая-то неожиданно порывистая Лиза – полная противоположность остальным жителям дома, тот элемент, вокруг которого складываются все события и сюжеты. Мария Луговая несколько лет назад играла в Петербурге Гедду Габлер, трагическую героиню одноименной пьесы Ибсена, и истовость этой героини так удачно перетекает в ее мтюзовскую Лизу. Во двор то попеременно, то все вместе выходят ее брат, философ-нигилист Стасик (Максим Виноградов), остроумный и смешной, но готовый вот-вот спиться; их мать – тетя Липа (Мария Зубанова), проживающая жизнь в очередях; слесарь Сергей Александрович Епрев (з.а. России Александр Вдовин), чрезвычайно гордящийся тем, что носит имя-отчество Есенина; идейный пенсионер Фетисов (н.а. России Игорь Ясулович); драматург театра кукол Утробин (Александр Таранькин); добрая и хорошая девушка Надя (София Сливина) и многие другие. Эти герои, добрые, смешные и абсолютно настоящие, спорят, ругаются, мирятся, переживают секунды триумфа и моменты катарсиса. Они живут в своем микрокосмосе той полноценной макрожизнью, которая была возможна лишь тогда, в то время и на той улице, в барачно-коммунальном доме, где любовь, расставание и истина были у всех на виду. И где всеми играми под бессмертный «Вокализ» Рахманинова командовал плешивый мальчик, имя которому – вечный Амур.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.