Анна Дюкова: «Артист вырывает свое сердце, чтобы осветить путь зрителю»

Анна Дюкова: «Артист вырывает свое сердце, чтобы осветить путь зрителю»

У Анны Дюковой каждый сезон знаменуется крупной ролью: на этот раз это образ Раисы Гурмыжской в спектакле Уланбека Баялиева «Лес». Живущая в свое удовольствие, артистичная, привыкшая добиваться своей цели героиня ни перед чем не останавливается и обретает необходимую ей как воздух любовь. Анна Дюкова служит в ТЮЗе имени Брянцева 25 лет: сейчас в репертуаре актрисы 14 названий. Искрящаяся страстью героиня «Легкого дыхания», проницательная Одинцова из «Отцов и детей», несломленная Гермиона из «Зимней сказки», воплощающая вселенское зло Топ-менеджер из «Контракта», мятежная Аннинька из «Иудушки из Головлева» — далеко не все грани таланта актрисы. О том, что такое игра для Раисы Гурмыжской, теме смерти, близкой ее героиням, и священной миссии театра читайте в нашем материале.

— Анна, кто будет занят в премьерной постановке «Дорогая Елена Сергеевна»? В чем заключается чудо спектакля?

— В нашем новом спектакле заняты: Даня Лобов, Никита Худяков, Семен Толов, Юлия Корж, Ирина Волкова. Распределение ролей, сделанное режиссером Александром Ивановым, мне очень нравится — каждый находится на своем месте. Ценность «Дорогой Елены Сергеевны» состоит в особой энергии присутствия здесь и сейчас, а также жанре дискуссии, столкновения мировоззрений.

— Для героини вашего премьерного спектакля «Лес» Раисы Гурмыжской любить значит жить. Ее не смущает, что возлюбленный не испытывает к ней искренних чувств? Она любит или играет в любовь?

— Необходимо оттолкнуться от нашей истории — мы раскрываем тему театра, актрисы, испытывающей непрекращающееся желание играть. Она — прима, которая хочет быть на виду, жаждет полюбить еще раз, а с годами это сделать  труднее. Она испытывает искренние чувства к Алексею — насколько это возможно в театре. Вопрос в том, испытывает ли она счастье, оттого, что добивается любви с помощью денег? Может быть, в сам момент — да, но потом? Во-первых, она понимает, что покупает возлюбленного, во-вторых у них большая разница в возрасте, в-третьих, в статусе — но это уже остается за рамками истории. Конечно, ей хотелось бы, чтобы его чувства были искренни, но он тоже артист и способен ей подыграть. Если бы он был не талантлив в этом, вряд ли бы она его выбрала. И вот они сливаются в своем актерском экстазе, играют в эти бурные чувства. Каждый раз, выходя на сцену, она хочет играть на разрыв аорты, испытывать любовь, страсть, смерть. А сценой для нее является ее собственная жизнь.

Анна Дюкова: «Артист вырывает свое сердце, чтобы осветить путь зрителю»

— Ваша героиня отношением к деньгам похожа на Аркадину и Раневскую. Как в человеке сочетается творческое начало и жадность?

— У Раисы отношение к деньгам — небытовое. Она не понимает, что такое представляют собой деньги на самом деле —  для нее это средство, чтобы быть. Она не меркантильна, вообще не знает, сколько у нее денег — вот сегодня ей нужен миллион и откуда он возьмется — неважно, но он у нее будет. Пусть для этого нужно будет отдать за бесценок лес или совершить какой-то не совсем благородный поступок. Она никогда не распорядится деньгами практично — как Раневская отдаст нищему золотой, потому что это жест, ей так захотелось. Она наполнена великим эгоистическим отрицанием быта. Она бабочка, которая летит на огонь и вряд ли будет счастлива. Как говорит один философ, счастье — это продукт хорошо спланированной жизни, а она не может планировать ничего, живет здесь и сейчас, как истинная актриса.

— В ее ненасытности жизнью в том числе заключается и страх смерти. Какие из ваших героинь были также обуреваемы этими чувствами?

— Мне кажется, каждый человек думает о смерти, боится ее. Раиса считает, что если умирать, то только трагично закутываясь в занавес, ее игровая природа превратит любое событие в гиперситуацию. Гермиона из «Зимней сказки» — эпическая героиня, которая готова пожертвовать собой ради любви, правды, для нее смерть — это избавление от мучений. Одинцова из «Отцов и детей» как любой человек боится одиночества, старости, смерти. Луиза из «Маленьких трагедий» — воспринимает ее особо остро, потому что смерть дышит ей в затылок. Топ-менеджер из «Контракта» — демоническая натура, она стремится задушить все живое в человеке, создать идеального работника, который ничего не чувствует.  Тетушку Йос из спектакля «Зима, когда я вырос» потери близких приводят к сумасшествию. Она видит, что мир катится в пропасть и ломается, не в силах этому противостоять. Детей надо вырастить, поставить на ноги, и ее сумасшествие, уход в свой мир — способ снять эту ответственность. Она боится жизни и новых потерей, старается не замечать происходящего.

— Вы воплощали образы горячих, растворяющихся в любви женщин, и цельных героинь. Чем увлекают эти полюса?

— Все интересно и все очень переплетается на самом деле. Бывает, дома приходят какие-то мысли, и вдруг открывается какая-то дверца в героиню. Хорошо бы, чтобы роль приходила, когда ты к ней готов, когда ты знаешь, чувствуешь, хочешь поделиться подобным мироощущением. Раиса Гурмыжская пришла ко мне очень вовремя, потому что у меня была тоска по театру, хотелось небытовой истории.

— Зачем артист идет в эту профессию, а зритель — в театр?

— Чтобы вырвать свое сердце и осветить путь. Зритель идет в театр учиться, получить какой-то ответ на вопрос. Зритель не должен выходить из театра таким же, каким он пришел в него. Неважно, какого жанра будет материал, важно, чтобы он соответствовал времени и обогащал душу. О таких простых вещах  как  любовь, милосердие, сострадание, ненависть, смерть — вечных ценностях — говорить трудно, но только они помогут человеку узнать что-то новое про себя и мир.

Елизавета Ронгинская специально для Musecube

Фотографии предоставлены пресс-службой театра ТЮЗ имени Брянцева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.