Битва петербуржских титанов

Хотели ли бы Вы увидеть традиционное петербуржское зрелище, настоящие бои без правил между классическими литературными героями? Согласитесь, это звучит любопытно, а как завлекательно должно смотреться! Русский Инженерный театр «АХЕ» совместно с Большим Театром Кукол 7 и 8 ноября побаловали любителей остро-театральных ощущений, показав в пространстве Санкт-Петербургской открытой киностудии «ЛенДок» спектакль «Фабуламахия». Впрочем, понятие спектакль применительно к данному действу достаточно условно, слишком уж необычным и фантасмагорическим выглядело это часовое представление. То, что разворачивалось на глазах у изумленной публики в эклектичном зале «ЛенДока» можно скорее охарактеризовать как хэппенинг* с элементами цирка на заданную тему.

Основной мотив «Фабуламахии», как уже было оговорено, заключался в борьбе всем известных героев за звание самого сильного (читайте, стильного, ловкого, любимого) городского персонажа, за обладание титулом единственного и неповторимого Властителя Дум Петербурга. Так что часть «махия» из названия спектакля не столько относилась к своим греческим корням и битве богов с титанами-гигантами, сколько играла на своем созвучии с русским глаголом «махать»: актеры залихватски устраивали изрядные потасовки, орудуя всеми частями тела, деталями костюмов и фантастических машин. За вечер на ринг «ЛенДока» попеременно выходили Старуха-процентщица, Человек Рассеянный с улицы Бассейной, Чижик-Пыжик и Евгений Онегин, которого, амикошонствуя, называли Александровичем, в честь его создателя. Городскими сумасшедшими, чтецами, героями и богами стали молодые и прекрасные актеры Большого Театра Кукол: Мария Батрасова, Екатерина Белевич, Анастасия Грицай, Михаил Гришин, Анатолий Гущин, Роман Дадаев, Виктория Короткова, Михаил Ложкин, Виктория Слуцкая, Алесь Снопковский, Иван Солнцев. Режиссировали, подбадривали и судили-рядили поединки бессменные режиссеры Инженерного театра «АХЕ» Максим Исаев и Павел Семченко, признанные мастера петербургского андеграунда, авангарда и уже постмодернизма.

Когда говоришь Инженерный театр «АХЕ», подразумеваешь бесчинство художественной фантазии в конструкциях сценографии, когда видишь невероятные машины, явно переросшие сцену БТК и посему завладевшие пространством «ЛенДока», понимаешь, что к процессу создания причастен Инженерный театр. Наверное, декорации и костюмы «АХЕ» на петербургской сцене сейчас самые узнаваемые: кому еще придет в голову разгуливать по сцене в шляпе с закрепленной на ней рыбой. Или выводить в качестве главных действующих лиц некие кинетические театральные объекты, настоящие «литературные боевые машины». Конечно, лучше самих фантазеров пояснения к замысловатым механическим причудам никто не даст, поэтому позволим рассказать о героях «Фабуламахии» им самим.

Итак, после обязательного представления всех участников и жеребьевки в первом поединке сходятся «адепт дендизма» Евгений Онегин вместе с птицеголовым студенческим Чижиком-Пыжиком, а за ними Коловращающийся Человек Рассеянный с «Вечной невестой» Старухой-процентщицей. Исход литературных боев не предрешен, страсть, азарт, крики, улюлюканье – и вот после напряженной игры в мяч и выталкивания друг друга за пределы круга в финал на смертельную литературную схватку прорываются Чижик-Пыжик и Старуха-процентщица. Здесь все по-настоящему: можно сделать ставки, чтобы, болея за фаворита, наверняка сорвать голос. Нас предупреждают: вы не в театре. Тут можно все.

В последнем раунде выиграл Чижик-Пыжик. Да не просто какая-то маргинальная птичка с Фонтанки, а провозглашенный титаноподобный Чиж-Пыж! Проигравшим просьба не обижаться, все было по-честному, ведущие-рефери блюли беспристрастность. Овации, заслуженная виктория! Подарки победителю! Заключительный круг почета!

…Бой закончен, книги сложены, герои больше не нужны. Детали литературных машин бережно разобраны. Конец. Занавес? Нет, «Фабуламахия» стала традицией, а это значит, что поединок за звание Властителя Дум Петербурга будет продолжен. Пока же разоблачившиеся актеры с шутливой бесцеремонностью просят зрителей покинуть зал, чтобы через какое-то время снова собрать всех на битву петербуржских титанов. Вы, главное, помните, это не театр, это фабуламахия.

Примечание* Хэппенинг (или хеппенинг, англ. happening) – это театрализованное представление с участием художников. Обычно построен на импровизации, не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария. Является одной из форм современного искусства. Главная задача хэппенинга – сломать стереотип между зрителем и сценой.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Евгения Мироненко смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.