Политический театр — явление далеко не новое, но каждый раз, когда на театральной сцене на первый план выходит политическая повестка дня, становится ясно: вот та лакмусовая бумажка, которая определяет настроение в обществе, переломный момент случился. В последние выходные февраля Александринский театр выпустил один из самых обсуждаемых премьерных спектаклей этого театрального сезона. «Честная женщина» — пьеса, написанная Кириллом Фокиным, 25-летним сыном режиссера театра, Валерия Фокина. Произошла смена поколений, сын диктует отцу, что ставить, и есть в этом определенный символизм. Как бы, возможно, пафосно это не звучало, пришло время детей перестройки. По словам самого Валерия, ему важно говорить о человеке, который сопротивляется или не сопротивляется натиску глобального мира. При этом сопротивляться – это не значит идти на баррикады, это, прежде всего, борьба за себя как личность.
Вчера на митинге, сегодня на сцене – именно так хочется перефразировать известную фразу «утром в газете, вечером в куплете». Навряд ли спектакль быстренько собрали после событий 23 января, конечно нет. Но такой «слон в комнате», а точнее пусть и на экспериментальной, но все же сцене государственного театра, говорит нам, скорее, о том, что завуалированные красноречивые намёки закончились, и настало время игры в открытую. Кроме того, главная героиня политической постановки – женщина. Это, своего рода, реверанс в сторону феминизма и борьбы за права женщин. Надежда (актриса театра БДТ Марина Игнатова) возглавляет неправительственную организацию «Надежда -21» («Hope-21») и пытается примирить официальные власти «Исламской республики» и оппозицию. Как мы узнаем по сюжету, только ей удалось договориться с противоборствующими сторонами сесть за стол переговоров.
Анна Блинова в роли молодой оппозиционной к официальной власти эмансипированной восточной женщины Хирши Али довольно изящна и гармонична. Она, равно как и Зияд Ансари (Игорь Масюк), в порыве эмоций переходят на родной язык. Сейб Сайкс, заместитель Надежды и главный инвестор, (Андрей Матюков) как сейчас модно использует англицизмы, обозначая свою национальную принадлежность. Любопытно как предстают перед нами представители России и США – две страны-посредника между конфликтующими сторонами. Конечно, у них разные имена и внешность, но с уверенностью можно было бы сказать о них как о близнецах. В конце постановки мы видим диалог этих двух представителей «непримиримых государств», которые, в конечном итоге, не так сильно отличаются, как две стороны одной монеты.
По сюжету, спектакль идет в нейтральной зоне токийского аэропорта, что отражается в окружающей обстановке и декорациях – безликий конференц-зал, рамки досмотра, персонал. Пожалуй, что единственные яркие пятна — флаги стран на столе, да не то песок, не то гравий, по которому ходят герои, создавая дополнительный фоновый шум.
Переговоры оканчиваются неудачей, Хирша Али со скандалом покидает переговоры. То, что Надежда с помощью дипломатии выстраивала долгие годы рухнуло в один момент: организация теряет политическую силу, сама Надежда мучается от боли, у нее рак. За стеклом нам показывают ее неудавшиеся семейные отношения – муж ушел, сын в наркологической клинике. Но, несмотря на это, ощущения, что она проиграла – нет. Из монолога главной героини становится ясно, что она сознательно пожертвовала семьей ради карьеры, потому что не могла иначе. Она не предала себя, свои убеждения и в этом — главное утешение и защита от всех произошедших неудач. Её придуманный мир в разы лучше настоящего. Кроме того, у Надежды есть последователь: молодая оппозиционерка Хирша Али не сдала свои идеи и в последний момент отказалась принять неприемлемые для нее условия перемирия. Она – главная надежда сопротивления.
Может ли быть политика гуманной? Кажется, что режиссер дает однозначный ответ на этот вопрос, но кто знает, может быть, это всего лишь очередной придуманный мир.
Яна Квятковская специально для Musecube
Добавить комментарий