Вторая половина июля отметилась в нашем городе мощной культурной программой в лице фестиваля «Точка доступа», который поистине не знает ограничений и преград. Только эксперименты в самых различных областях, только стремление удивить и порадовать даже самого взыскательного зрителя. 22 июля в медиацентре Новой сцены Александринского театра состоялся фестивальный показ спектакля «Коллеги» (постановка – Николай Русский).
Скупая (если не сказать – аскетичная) обстановка максимально условного сценического пространства идеально подходит для рассказа об одном дне из жизни пятидесятилетнего учителя истории. Типичный маленький человек, этакий вечный персонаж классической русской литературы, невзрачная блеклая тень самого себя. Рассказывает детям о скорой победе коммунизма и важной роли комсомола, заявляет о недалеком светлом будущем, а сам считает себя дряхлым стариком. Невозможно видеть день за днем опостылевшие лица коллег, запах обеда в школьной столовой вызывает омерзение. Но и в столь тусклой жизни есть своеобразные маленькие радости: уютные теплые подштанники, новый кусочек мела – и сразу становится приятнее на душе. И вдруг внезапный луч света в темном царстве в лице новой учительницы литературы. Красота, молодость, обаяние – наш герой так давно не видел ничего подобного.
Ровно с этого момента тоскливая история в чеховском духе об одиноком пожилом человеке превращается в жуткий триллер, по-настоящему страшный и просто физически неприятный. Долгое, дотошное, детальное описание попытки изнасилования создает у зрителей по-настоящему гнетущую атмосферу. Но финал все же будет относительно хорошим и на удивление внезапным. Словно бы мы все это время вели слежку за героем и подглядывали за ним в замочную скважину, а затем неожиданно осознали, мол, это же неприлично. Из повествования зрителей выбрасывают весьма непредсказуемо, заставляя их еще долго находиться в задумчивом молчаливом оцепенении.
Спектакль Николая Русского умело и ловко балансирует на самых тонких гранях, не скатывается в откровенную пошлость, затрагивает целый ряд важнейших и сложных тем. Тихая трагедия типичного обывателя едва не заканчивается страшным преступлением – а кто виноват в этом? Серость и убогость жизни? Почему бы и нет. Бытие определяет сознание, с данным постулатом здесь вполне можно согласиться. А еще спектакль замечательно украшают остроумные рэп-куплеты с обилием обсценной лексики, совсем в духе группы «Кровосток», безжалостно подчеркивающие безнадежность этого самого бытия. Ты в тисках, а выхода, похоже, нет. И по-настоящему страшно, что, возможно, единственный за всю жизнь решительный поступок пятидесятилетнего учителя истории – попытка изнасилования молодой коллеги.
Марина Константинова специально для Musecube
Добавить комментарий