Да здравствует Праздник Непослушания!

праздник непослушания

Нет, я вовсе не приветствую, когда дети не слушаются родителей и сделала фразу Сергея Михалкова названием этого текста лишь потому, что Театру иллюзии удалось создать великолепный спектакль по его повести-сказке. Она увидела свет в далеком 1971 году, а в проблеме отцов и детей с того времени ничего, в общем-то, не изменилось. Дети по-прежнему мечтают, чтобы родители разрешали им делать все, что душе угодно, а родители все так же устают от постоянных детских капризов.

Меня всегда безумно радует неподдельный восторг детской аудитории, когда малыши рвутся на сцену, активно участвуют в происходящем, задорно смеются. Одна маленькая девочка после спектакля в порыве чувств крепко обняла актрису, сыгравшую девочку Косточку, которую вначале все обижали, полностью ассоциируя актрису Марию Монич с ее героиней, другая шестилетняя театралка (возрастной ценз у спектакля 6+) щедро угощала всех актеров во время поклонов лакрицей. Ну, как тут не умилиться? Такая любовь «целевой» зрительской аудитории – явный показатель того, что спектакль получился!

Режиссер Артур Марченко и вся команда создателей спектакля сделали все, чтобы сказка Михалкова звучала в унисон современному детскому восприятию. В этом немалая заслуга подросткового сленга, уже более понятного детям, чем их родителям, удачно включенного в действие спектакля. Хотя Сергей Михалков вряд ли знал такие слова, как «зашквар» или «треш», такую вольность точно бы одобрил. В спектакль буквально врывается современная действительность с ее гаджетами, новыми способами общения, новым обликом детей. Режиссер и художник по костюмам Ольга Соловьева намеренно сделали персонажей спектакля внешне чуточку взрослей, чем в первоисточнике. Самим молодым актерам легко и удобно существовать внутри подростковой одежды, не так уж далеко они ушли от времени, когда сами такое носили. Замечательной была идея расположить всю историю о том, как взрослые ушли из города непослушных детей как бы внутри циркового представления. Начинается цирк еще перед спектаклем. Грустный клоун играет на рояле, (к слову, отличная задумка — все музыкальное сопровождение спектакля на контрасте с детской историей подобрано из серьезных классических произведений), среди собирающейся публики в фойе появляются и другие клоуны, и тут в толпу врезается долговязый рыжий герой спектакля, тот самый непослушный Ваня (Антон Зарудний) со своим воздушным змеем, и начинает всем мешать, ко всем приставать, доводя маму (Юлия Малинина) до истерики. Продолжает он это делать и на сцене, щекоча любимого детьми клоуна Фантика (Олег Жуков), сбивая с ног мимов, все круша на своем пути и весело при этом хохоча. Несчастная мама, доведенная до белого каления, объединяется с другими родителями в непростом решении оставить детей (на время, конечно) и уйти из города. Такой эксперимент в воспитательных целях дается им нелегко, особенно рвется вернуться бабушка (Светлана Варецкая-Загородняя), но общими усилиями ее останавливают.

А изумленные детки, и прежде всего брат с сестрой Репка (Артем Леонов) и Турнепка (Мария Филлипович), проснувшись совершенно одни, устраивают в «оставленном неприятелем» городе самую настоящую вакханалию, объедаются мороженым, практически разносят школу под предводительством главного заводилы Таракана (Владислав Гросул) — шалят, короче. Но как-то очень быстро они понимают, что без родителей им живется несладко, от съеденного мороженого болят животы, и если бы не случайно забытый в городе клоун Фантик, спасающий их то из одной передряги, то из другой, пришлось бы им совсем туго. Родители тоже не в восторге от содеянного. Придется противоборствующим сторонам договариваться, и великодушный воздушный змей (Татьяна Волкова) несет родителям уже не бумажное послание от раскаявшихся детей, а смартфон с видеообращением: «Мамы, папы – нам без вас, все равно, что вам без нас!»

Веселый, заводной, яркий, по-хорошему хулиганский спектакль не оставляет равнодушной не только детскую, но и взрослую аудиторию. Я вижу, как у соседей загораются глаза, как они включаются в процесс, как вспоминают стихи Михалкова, разученные в детстве и мастерски включенные в спектакль про «мы едем, едем, едем в далекие края…» или «мы с приятелем вдвоем…» или «и мне дарили все всегда не то, что я хотел…», причем последнее стихотворение озвучивают как раз сбежавшие родители, вспоминая о своих детских «несбывшихся мечтах». Я и сама настолько погружаюсь в детские воспоминания, что на следующий день искренне советую подруге сводить на спектакль своего непоседливого мальчишку восьми лет. Подозреваю, им обоим «зайдет». А мама непослушного Вани, чей змей в результате так удачно «разрулил» ситуацию, и другие родители, конечно же, вернулись, и ни одного кота Пупсика (Александр Поваляев) в результате эксперимента не пострадало, а маленькие вандалы все прибрали, постели заправили и подготовились под чутким руководством Фантика к возвращению родителей. Трехдневный Праздник Непослушания подошел к концу и многому научил и тех и других: тех, что на сцене и тех, что в зрительном зале.

Наталья Романова специально для Musecube
Фотографии автора можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.