«Доктор знает всё»: как рассудить спор между ангелом и бесом

Доктор знает всё

Оказывается, эти создания тоже нуждаются во врачебной помощи. Или визит к врачу двух представителей высшей силы вызван чем-то другим? Разбираемся во время спектакля «Доктор знает всё» от Продюсерской компании «М-АРТ».

С ЦДКЖ (Центральный дом культуры железнодорожников), в котором идет спектакль, у меня связаны особые приятные воспоминания. Это была первая театральная площадка, куда мы с подругами смогли вырваться после многодневного домашнего заточения и культурного голода пандемии, и я навсегда запомню ощущение радостного чувства облегчения, что тяжелое время всеобщей изоляции наконец заканчивается.

Комедия «Доктор знает всё» далеко не так проста, как может показаться на первый взгляд, и словесная эквилибристика, искрометный юмор и виртуозное мастерство замечательной тройки актеров ни в коем случае не затмевает глубокий философский смысл, заложенный в пьесе Игоря Глинкова. Она, кстати, называется «Ангел, чёрт, проктолог» и именно врачу этой специализации предстоит выступить своеобразным третейским судьей в споре двух весьма странных пациентов, зашедших к нему на прием в конце рабочего дня. Врачу-проктологу в исполнении Алексея Макарова предстоит сначала выслушать претензии Ангела (Владимир Фекленко) к несправедливому миру и к тому, что на пути сотворения добрых дел у него всегда появляется непременный антагонист Чёрт (Михаил Полицеймако), который сводит на нет все его усилия. И бедный доктор, борясь с первым, вполне закономерным желанием отправить странных личностей в психушку, оказывается «между двух огней». Именно ему придется решить нелегкую задачу и определить, кто из двоих должен остаться, чья деятельность приносит больше пользы человечеству, а кому придется немедленно самоликвидироваться. Казалось бы, ответ очевиден: Ангел по природе своей должен нести людям только добро, но в результате оказывается, что от жестких бесовских методов людям бывает больше пользы, а сотворение добра зачастую происходит по формуле «хотелось как лучше, вышло как всегда». И чертовски весомые аргументы начинают убеждать доктора больше, чем ангельское смирение и благие намерения, которые по известной поговорке понятно куда ведут. Почему именно он становится судьей в споре двух представителей высших сил? Доктор сам задается этим вопросом. Ответ предельно прост. С точки зрения Ангела, к кому же обращаться за помощью, как не к врачу, спасителю жизней человеческих? Ну а врачебную специализацию, со свойственным ему черным юмором, уже Чёрт выбирал.

С юмором в спектакле все более чем замечательно. Там, где свою режиссерскую руку приложил Олег Фомин, смех в зале обеспечен, в этом можно не сомневаться. Ему уже за один «День выборов» мои благодарности до небес. А тут еще и актеры такие, что могут не только заставить зал смеяться до слез, но и задуматься о важных вещах. Спектакль ведь о добре и зле, которое есть в каждом из нас, о том, что мы безоговорочно любим и о том, что нас бесит, о человечности, о наших слабостях и пороках. И великолепная актерская тройка нам всё это блестяще демонстрирует.

Как решить, кто важнее? Как рассудить этот вечный спор, когда ни одни аргументы не убеждают сильнее других? Самый надежный способ — положиться на судьбу. Для этого в кармане всегда найдется монета, которую можно подбросить. Что выпадет – орел или решка? Но ведь бывает и третий вариант, один на миллион, когда монета становится на ребро. Так и в жизни человеческой все перемешано: спорить с классиком бессмысленно, и наш хулиган – Чёрт, несомненно, «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Но и без Ангела ему никак не обойтись, чьи же благие деяния он будет тогда так талантливо подправлять?

А может в споре должен победить простой человек, который двадцать лет жизни отдает своему нелегкому делу, читает дочке сказки на ночь, ругается периодически с женой и не представляет жизни без нее, который принимает благодарности от пациентов, чтобы обеспечить учебу сына, вполне обычный человек, со своими добродетелями и пороками? Такой, конечно, поначалу удивится странным посетителям, но рассудит их спор по человеческим законам.

Пойти на спектакль однозначно стоило, чтобы еще раз убедиться, что с нами не все еще так плохо, как казалось Ангелу изначально, и что наш мир еще не в полной… ну там, где область приложения деятельности проктолога. Мы еще можем и посмеяться над собой и задуматься о последствиях собственных поступков. Короче, для человечества еще не все потеряно.

Наталья Романова специально для Musecube
Фотографии Марии Бирюковой можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.