Дом 19/07: Я требую разоблачения!

Дом 19/07: Я требую разоблачения!Нечасто услышишь сетования артистов на невозможность получить пригласительные для своих друзей на собственный спектакль. Но зрительский ажиотаж вокруг “Дома 19/07” оказался столь велик, что полный аншлаг был уготовлен не только традиционному вечернему спектаклю с символическим началом в 19.07, но и дополнительному ночному, организованному в рамках столичной “Ночи театров” 24 марта.

Позднее время не смутило желающих. Более того, online регистрация на экскурсию-знакомство с Домом “Ночь иллюзий” завершилась, едва успев начаться. Знаете, как это бывает с концертами “Бон Джови” или “Металлики” – билеты заканчиваются быстрее, чем вы успеваете обновить страницу сайта. В итоге на заветный показ смогли попасть только журналисты и те счастливчики, кому достались 50 билетов, разлетевшихся за одну минуту.

Остается лишь порадоваться успеху российского театра и внимательней присмотреться к столь популярному сегодня иммерсивному жанру – ведь этот формат будет интересен даже тем, кто далек от театра настолько, что опыт в данном виде искусства исчерпывается коллективным просмотром “Бесприданницы” в 7-м классе.

Дом 19/07: Я требую разоблачения! …Неприметная калитка в Денежном переулке недалеко от Арбата ведет во двор усадьбы Поливанова – один из немногих сохранившихся в Москве памятников архитектуры в стиле деревянный ампир. Именно здесь разворачивается действие спектакля. Холл особняка 1932 года постройки с трудом способен вместить полсотни человек. Действие начинается уже в гардеробе – со встречи с горничной, затянутой в наглухо застегнутое темное платье в пол с белоснежным передником, перед которой становится как-то неловко за свои банальные джинсы из 21-го века.

В тесной прихожей толпятся гости, задевают друг друга плечами, переглядываются и немного волнуются, словно это им, а не опытным актерам предстоит через несколько минут играть свои роли. В какой-то степени это действительно так, ведь сердце иммерсивного жанра в полном погружении зрителя в постановку и сопричастности действию, что разворачивается не на далекой сцене, а на расстоянии вытянутой руки.

“Соблюдайте молчание, и вы будете в безопасности”, – многозначительно предупреждает служанка, распахивая перед истомленными зрителями двери во внутренние покои особняка.

Атмосфера — первое, что погружает гостей в мир ушедшей эпохи: звуки фортепьяно, отблеск свечей на антикварном инструменте и пожелтевшие от времени партитуры. За столом, затянутым зеленым сукном, идет игра. Покой и довольство дворянской усадьбы начала прошлого века нарушает лишь шелест сдаваемых карт и шуршание банкнот.

Дом 19/07: Я требую разоблачения!

 Зрители нерешительно рассаживаются вокруг стола, смешиваясь с актерами, но вскоре забывают о смущении, погружаясь то ли в спектакль, то ли в ожившую историю, и наблюдают за тем, как постепенно накаляются страсти и на кону оказывается чья-то судьба…

Игра актеров убедительна: они не грешат ни заламыванием рук, ни излишней театральностью, которая была бы неуместна в ограниченном пространстве детской или гостиной. В камерном спектакле зрителя ждет единение с персонажами, музыка, танец и торжество иллюзий. Последний элемент – настоящая режиссерская находка.

Неочевидная затея — органично вписать иллюзионный жанр в драматический — создателям “Дома 19/07” безусловно удалась. И хотя, по словам главного героя вечера Андрея Рея, воплощающего в жизнь эффектные трюки, за сегодняшним показом стоит всего две репетиции, работа иллюзиониста завораживает: в полуметре от публики летают по воздуху предметы, оживают картины, и даже традиционные фокусы с картами и денежными купюрами выполняются под самым носом зрителя столь безупречно, что публику невольно охватывает детский восторг, и хочется вслед за булгаковским Аркадием Апполоновичем воскликнуть: “Разоблачения, я требую разоблачения!”

Однако вопросов остается больше, чем ответов. Куда деваются персонажи, исчезающие за дверью, ведущей в никуда, и отчего милая Варя не отвечает на душевные порывы трогательного в своих искренних чувствах Федора?

Дом 19/07: Я требую разоблачения! Ощущение недосказанности и незавершенности — основное послевкусие, которое не покидает по завершении “Ночи иллюзий”. Поэтому даже когда актеры выйдут из образа и соберутся вместе со зрителями вокруг накрытого в гостиной стола, чтобы отведать брюссельских тарталеток из шоколада по оригинальным рецептам, когда заскрипит калитка, провожая запоздавших гостей, а в окнах дома погаснет свет, и даже когда хозяин усадьбы Алексей Дмитриевич, сменив сюртук на цивильную одежду 21-го века, заторопится на последнюю электричку, окончательно и бесповоротно возвращаясь из путешествия во времени в реальный мир — вам непременно захочется еще раз сюда вернуться.

Вернуться хотя бы еще на пару часов туда, где костюмы безупречны, речи изысканны, а жесты благородны. Вам обязательно захочется продолжения, и это закономерно, как и то, что в ряду разнообразного культурного досуга, предлагаемого столицей, “Дом 19/07” по праву занял свое достойное место.

 

Ирина Никифорова специально для Musecube

 

Фоторепортаж Александры Ким можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.