Другая сказка: когда «дурака валять» — веселое искусство с претензией на смысл

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть,
а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу,
во весь голос то, что думаешь

Е.Л. Шварц

Спектакль «Другая сказка» — дуракаваляние со смыслом — сотворил мэтр кино Сергей Урсуляк в театре имени Владимира Маяковского. Очень интересно посмотреть спектакль режиссера, сделавшего так много в кинематографе, творящего первый спектакль. Сразу скажу, что чувствуется опыт, насмотренность, недаром Сергей Владимирович выражает благодарности Роберту Струа, Константину Райкину и Александру Ширвиндту за воспитание художественного мировоззрения. Поэтому постановка не выглядит как первая, умело задействованы и свет, и музыка, а уж декорации, играющие то роль зеркала, то прозрачные, то интригующие тенями – мастерски украшают спектакль.

За основу взят малоизвестный совместный сценарий Евгения Шварца и Николая Эрдмана «Каин 18». И в эту сказку виртуозно вплетены и трогательные истории от гения Ганса Христиана Андерсена, и едкие сатирические штучки от Шварца. В результате спектакль получился многослойным, интересным для зрителя, и каждый увидит в нем что-то свое. Для кого-то «Другая сказка» будет просто романтической историей влюбленного юноши и нежной принцессы, для кого-то — едкой сатирой на острые темы сегодняшнего дня.

Какие, однако, интересные фразы из спектакля: «с тех пор, как его величество объявил, что наша нация есть высшая в мире, нам приказано начисто забыть иностранные языки», «все идиоты, а мы молодцы», «мы только чудом и держимся. Я не верю в чудеса – говорит безумец». Становится понятно, почему у Шварца была такая непростая история с его постановками. А тут еще о принцессе говорится с намеком: «Может, она семитка или хамитка». В общем, несмотря на то, что материал очень не новый, звучит он современно и свежо. И двор короля, к которому едет для замужества принцесса, построен по всем правилам военной диктатуры под руководством очень запоминающегося генерала (Ольга Ергина).

А сказочная история развивается по своему сюжету: романтичный бродяга Генрих (Никита Языков) пламенно влюбляется в самую настоящую принцессу (Алена Васина), а верный друг Христиан (Мамука Патарава) помогает влюбленным быть вместе вопреки судьбе и тяжелой королевской доле. Этих героев играет молодое поколение артистов, им удалось передать запал романтичной юности, ее сладкую бесхитростность и красоту. Мамука Патрава еще и поразил зрителей своим моментальным преображением в Григория Лепса.

В спектакле задействовано семь заслуженных артистов России, что, несомненно, является еще одним подтверждением качества. Все актеры, безусловно, запоминаются даже в коротких эпизодах, такое внимание к каждой детали радует и восхищает.

Королеву играет блистательная, незабываемая Зоя Кайдановская, которая темпераментом, мастерски подчеркнутым ружьем, буквально поражает даже бывалого зрителя.

А какой тут король! Это ж прелесть что такое! Сменяя много настроений подряд, бесподобный Вячеслав Ковалёв чудесен, мил, коварен и, главное для комедии, – гомерически смешон. «Ни на какое другое место кроме королевского я не гожусь», — сказал он, и был прав.

Первый министр (Евгений Парамонов) – это тоже, не постесняюсь сказать правду, блистательная роль, выполненная с тонким изящным юмором и должным почтением к влиятельным персонам. «Взятки брал на нервной почве, нас всех так учили», — кается с легкой улыбкой лукавый царедворец.

Шикарна первая придворная дама (Юлия Силаева), песня ее оставляет след в трепетном женском сердце.

А вот Министр нежных чувств (Виктор Запорожский) берет нас в плен фигурными плие и батманами. Этот персонаж настолько пленительно прекрасен и в жестах, и словах, и мимике, что камера за ним не успевает.

После спектакля состоялась пресс-конференция, на которой артисты поделились своими мыслями о спектакле.

Мамука Патарава рассказал, что играет в этом спектакле о важном не с лицом, полном страдания, а весело. А самым сложным было «не красить» и так репризный текст Шварца.

Евгений Парамонов открыл завесу тайны о взаимодействии с режиссером: как нужно было приноровится, потратить больше времени, чтобы попробовать разные варианты, как решалась проблема понимания языка, как артисты и постановщик притирались друг к другу, но все завершилось успешно.

Вячеслав Ковалёв рассказал немного об интересной судьбе Шварца и о том, как он делает роль «своей»: «Я наполняю роль своим смыслом, мое тело умнее меня. Это другая реальность, в которую интересно зайти».

Сергею Урсуляку, конечно, задали вопросы о выборе материала, который, по словам режиссера, был обусловлен тем, что советская драматургия близка к состоянию каждого человека. Главное, в чем было сложность, этот тот факт, что в театре невозможно зафиксировать результат, как в кино, спектакль начинает жить своей жизнью, может даже переродиться в что-то противоположное.

Но мы то, постоянные зрители театра, за это и любим искусство Мельпомены: за живость, дыхание постоянным движением, за то, что каждый раз мы смотрим немного иную постановку. И этот единственный пока спектакль Сергея Урсуляка тоже получился настоящим, трогающим нежную зрительскую душу. Поэтому уверена: своего зрителя постановка уже нашла и привлечет еще новую думающую публику.

Подарите себе взрослую сказку, «Другую сказку».

Татьяна Сорочан специально для Musecube

Фотографии автора можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.