Мюзикл К. Брейтбурга и К. Кавалеряна “Дубровский” в постановке Нижегородского камерного музыкального театра в прошлом сезоне гостил на сцене московского ДК ЗиЛ, а фестиваль «Видеть музыку» вывел его на подмостки театра им. Н. Сац. Оба раза 90% аудитории составляли школьники, и оба раза публика осталась в восторге.
Ибо это – хорошо! Пушкинская повесть (с любопытными акцентами по сюжету) перед нами в её романтической простоте и проникновенности. Яркие персонажи, разнообразие мелодий, остроумный текст и складные вирши, вовлечение публики в игру, живые собачки, наконец. И главное – шикарно поющий каждый первый. Будем откровенны, не во всяком московском мюзикле все до единого участники (солисты, ансамбль, хор) владеют вокалом на уровне, близком к идеальному. В «Дубровском» это так.
Нам не довелось услышать партию князя Верейского в исполнении художественного руководителя ННКМТ Сергея Миндрина (он выступил в роли Рассказчика, комментируя события и связывая воедино эпизоды истории), однако же, смею заверить, стоило совершить вояж в Нижний, чтобы услышать партию Эрика в его исполнении (да-да, я о «Призраке оперы», шедшем в своё время в России только там, а уж потом появившемся в МДМ). А Бабс Баберлей в «Здравствуйте, я ваша тётя»! Словом, во главе коллектива стоит признанный авторитет, и в этом один из секретов успеха.
Другой составляющей позитивного эффекта спектакля назову, конечно, идеально подобранных на роли артистов. Романтический герой Владислава Бурцева покоряет и обаянием молодости, и зрелым мужским характером. Обе исполнительницы роли Машеньки (Анастасия Павлина, которую я видела в прошлом году, и Юлия Пыхтина) сочетают в себе трогательность и звонкую решимость противостоять отцовской воле… но пушкинского «я другому отдана и буду век ему верна» изменить никто не в силах.
Кирила Петрович Троекуров предстал в мюзикле не совсем таким, каким рисовался нашему воображению по книге: ожидаешь увидеть эдакого Обломова с жестокими причудами, а тут прямо-таки плейбой, с сединой в шевелюре, но ядрёным порохом в пороховницах. Он не только своим имением, но и всею округой правит железной рукою, сдабривая горькую пилюлю зависимости барственной разгульной щедростью. Блестящая работа Сергея Попова. Отличную пару ему составляет Ирина Шевчук в роли Псарицы – укротительницы тех самых борзых. Персонаж бессловесный, но значение этой дамы «при дворе» Троекурова всем понятно – оно велико. Не исключаю, что желание «сбыть» дочку с рук связано с капризом батюшкиной фаворитки.
Дубровский-старший – полная противоположность блестящему соседу. Иван Архипов подчёркнуто сдержан во внешних проявлениях своего героя, силу его характера ощущаешь в его вокальных партиях и взаимодействии с другими на уровне взгляда.
Ярко, выпукло даны гости-помещики и чиновники. «Наполеон» от конторки, судебный заседатель Шабашкин, жалкий шут Антон Пафнутьич Спицын с его шкатулочкой, туповатый пристав Волокуша (Артём Брехов, Сергей Перевозчиков, Владимир Митрофанов) – после спектакля их невозможно представить иными. Уездные красавицы, в противоположность им, сливаются в пёстрый щебечущий букет, но и у них – безымянных героинь бального фронта – просматриваются индивидуальности.
Отдельным номером, построенным на интерактиве, появляется злополучный французик Дефорж (Артак Тадевосян) с забавной песенкой о злом русском морозе.
Напыщенный, высокомерный, а в конечном счете жестокий машенькин жених князь Верейский идеально удался Николаю Печёнкину. Недолго мы потешались над стариковским прострелом подержанного кавалера – он и сам, как оказалось, не промах… в буквальном смысле. Но об этом чуть позже.
Народ в этой истории представлен кроткой няней Ариной (Л. Назарова) и совсем не кроткими Архипом (Р. Ронин) и Егоровной (Д. Тюрина). Насколько покорна барской воле первая, настолько же дикими и лихими оказываются кистенёвцы (Кистенёвка – имение Дубровских, если кто позабыл первоисточник – название, говорящее само за себя, просто в наше время подзабыто, что такое кистень). И тут в дело вступают создатели либретто… Пожалуй, открою главный «твист» – кто собирается смотреть спектакль, пропустите текст до конца абзаца… Именно бывшие крепостные Дубровских – зачинщики трагического поворота в судьбе их молодого барина. Привыкши к вольнице под доброй рукой отца, а затем к разбою под водительством сына, они принимают решение помочь освободить Машу не от жениха, но от мужа – вынудить Владимира убить уже венчанного с любимой девушкой Верейского, чтобы сделать её вдовой, а его – повязать с бандой кровью. Дело кончается трагически – за пистолет хватается освобождённый Дубровским князь.
Пожалуй, такой финал понятнее современному зрителю. Ребята прочитают книгу – после такого театрального впечатления это неизбежно – и сами оценят мотивы каждого из героев, какими их сочинил Александр Сергеевич. Будет над чем подумать, о чем поспорить. И это главный итог, по-моему, и цель искусства.
Немного о сценическом решении. Оно очень простое, красивое и при этом мобильное – приглашайте театр на гастроли, как бы подсказывает лёгкая яркая сценография. При всей простоте впечатление получается сильное, особенно от пожара в Кистенёвке – тут стоит упомянуть и разнообразную хореографию, воплотившую и конкретные образы дворовых и разбойников, и абстрактные картины поклонения злату и печаль «чёрной розы» (её тайны не открою, должна же остаться интрига).
Кажется, что мало сказано о музыке и текстах. Пожалуй, не буду ничего прибавлять. Они настолько органичны в этой истории, что их как бы «не замечаешь» и при этом проникаешься ими вполне. «Кто придумал любовь» – настоящий хит.
В финале Рассказчик приглашает нас найти героев романа в самих себе – пожалуй, это лучший совет театралу.
Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии Георгия Ахадова предоставлены пресс-службой фестиваля
Добавить комментарий