Елизавета Бам: расплата неминуема

Елизавета Бам: расплата неминуема
Использовано фото с официального сайта театра

Свежие сценические прочтения творческого наследия Даниила Хармса возникают в театральном пространстве с завидной регулярностью. Удивительный мир необычных словесных экспериментов и уникальных  красочных образов закономерно притягивают к себе пристальное режиссерское внимание. Но именно здесь и таится опасность: собственным представлением о том, каким должно быть воплощение хармсовских текстов, можно делать только хуже. Порой даже кажется, что Хармса можно разрешать ставить в театре лишь тем, кому можно доверять, кто выдержит некий экзамен, кто уж точно не испортит, не разрушит удивительный неповторимый мир произведений. Чаще всего у режиссеров получается так: ухватят заманчивую комету за хвост, оторвут, помучают и выбросят. Обычно приходится испытывать неловкий стыд и острое желание немедленно перечитать первоисточник в качестве антидота. Хорошие спектакли по Хармсу встречаются редко, но метко. «Елизавета Бам» в Театре Сказки вполне может пополнить список удачных состоявшихся работ.

Чем удобен абсурд как метод и прием? Самые важные, острые, больные и актуальные темы можно раскрыть благодаря ему, прикрывшись внешне несерьезной и отчасти даже забавной формой. Словно бы такая  наивная детская игра, где все происходит  понарошку.  Вот и абсурдных дел мастер Даниил Иванович в своей пьесе касается самого что ни на есть страшного, а нам все равно смешно. Потом, правда, наступает осознание, что открылось нам, какая бездна ужаса разверзлась. В «Елизавете Бам» разыгрывается история о попытке ареста за убийство, которого не было. От непрошеных гостей  Ивана Ивановича и Петра Николаевича можно спастись игрой, шалостью, прятками и догонялками. И в быстром кружении изящного нарядного фарса сливаются прочие персонажи: гротескно воплощенные Мамаша и Папаша, водевильного вида Мухи; этот увлекательный водоворот захватывает и нежданных визитеров. Жить бы да радоваться, угощаться да танцевать, но все же убийство происходит. И пусть сама Елизавета Бам к нему не имеет никакого отношения, ей приходится поплатиться собственной свободой (возможно, даже и жизнью!). И на этот раз все настолько серьезно, что никакие уловки из невинного детства уже не помогут.

Спектакль Светланы Дорожко способен скорее порадовать, чем расстроить. Да, не от всех визуальных и смысловых приемов спектакля можно быть в восторге, и порой пестрая разрумяненная пошлость бьет здесь по глазам и ушам, но в целом крепкая смесь развеселого абсурда и леденящего ужаса весьма добротно исполнена и задевает каждого. Мир людей и мир кукол сплотились в единую команду, показывая двойственность выдуманной автором истории. Кто здесь настоящий, а кто нет – не так и важно, все еще успеет поменяться и обернуться против самого себя не раз и не два. Сценография и костюмы так вообще подлинное загляденье, а персонаж по имени Чудотворец, в котором так легко угадывается сам Хармс, действительно напоминает во многом Даниила Ивановича, как нам принято его обычно представлять. Буффонада как жанр внешне оттеняет по-тихому страшный текст, делая этим его еще страшнее. А главное, что пьеса «Елизавета Бам», написанная в конце двадцатых годов двадцатого века, сегодня и сейчас смотрится кривым зеркалом нашей современности. Зеркало настолько кривое, что рассыпается на острые осколки, и порезаться легче легкого. Кровь неминуема, и от этого отдельно страшно, хоть и смеешься ты искренне клоунским ужимкам и гротесковым приемчикам. В дверь вот-вот постучат, а вот сумеешь ли ты убежать – неизвестно.

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.