Прощальным аккордом питерских гастролей одного из старейших театров России, Калужского Областного театра драмы, стала музыкальная ретро-программа «Если любишь — найди» (режиссёры-постановщики Татьяна Борисова, Александр Плетнёв). В знаменитом фильме «Бал» режиссера Этторе Сколы действие происходит в одном и том же парижском танцевальном зале на протяжении 50 лет. Создатели культового спектакля перенесли музыкальный сюжет в Россию. Перед глазами зрителей пронеслись чуть не семь десятилетий, начиная с довоенного периода и заканчивая 90-ми.
Артисты языком жестов, танца, мимикой передают нам всю гамму чувств и эмоций, с помощью невербального общения между собой донося до зрителя переживания и надежды, настроение и характеры своих героев. И всё сыграно без единого слова, лишь несколько песен по ходу спектакля исполняются хором или сольно. И это, как ни странно, придаёт необыкновенную живость действию, легко и незаметно включая публику в сцены и зарисовки, изображённые актёрами, вовлекая эмоционально настолько, что забываешь, что находишься в зале.
События происходят на небольшой танцевальной площадке в городском саду — средоточии культурной жизни целого ряда поколений молодых и не очень людей. Здесь встречаются девушки и юноши, мужчины и дамы находят и теряют свою любовь, рождаются страсти и проливаются слёзы.
Кто-то приходит потанцевать в шёлковом струящемся платье, кто-то в экстравагантных ярких нарядах, кто-то в строгом деловом костюме. Здесь и полковник милиции, и капитан дальнего плавания, военный и седой дирижёр во фраке с галстуком-бабочкой. Звучат то вальс, то фокстрот, то зажигательное танго. Вдруг один из танцующих разбивает патефон. Наступает мгновенная тишина. Пожилой господин берётся за скрипку, одна из дам садится за клавиши старого фортепиано. Танцы продолжаются, пока чей-то ревнивый ухажёр не выхватывает пистолет и не начинает им угрожать испуганным парочкам. Кто-то вызывает милицию, и хулигана уводят. На следующее утро на площадку выходит баскетбольная команда. Девушки в белых шортах и футболках, юноши в синих шортах и белых майках. Они разминаются, играют. Торжественным маршем победителей проходят под песню «Страна моя, Москва моя, ты самая любимая!» Выстраиваются в необыкновенные фигуры, символизирующие то развод моста и проход морского судна под ним, то герб Советского Союза. Двое пожилых людей играют в городки. Пока к ним не присоединяется третий, полковник милиции, и не запускает биту в зал. И к вечеру снова танцы. Появляются жених с невестой в сияющем белом платье с фатой. Пары расступаются и поздравляют новобрачных. Девушка в очках ловит букет невесты. Но к ней за вечер так никто и не подходит. В слезах она присаживается на скамейку, и тут обращает на себя внимание мужчины, увидевшего в ней очаровательную подругу. Начинается дождь, он трогательно укрывает её своим зонтом, и они уходят.
Но вдруг звучит сирена, и пары танцующих замирают. Мужчины строятся и покидают площадку. И вот мы уже видим закутанную в тёмные шали группу женщин, жмущихся друг к другу и репродуктору, из которого доносятся новости с фронта. А вот они приветливо машут поезду, проходящему с перебрасываемыми войсками, в надежде поймать взгляды любимых. Герои возвращаются, но не ко всем… Одна из женщин рыдает над похоронкой.
Затем мы попадаем в кинотеатр. Публика рассаживается на лавочки, и начинается фильм о войне. Кто-то лузгает семечки, парочка в заднем ряду обнимается. Входит пузатый хулиган и начинает приставать к девушке. Из первого ряда поднимается милиционер. Хулигана выпроваживают из зала. Молодой человек с проектором знакомится с девушкой в блестящем плаще. Фуражка милиционера укатывается в темноту. Услужливый дружинник ищет её на ощупь, ползая на четвереньках. Вдруг картина обрывается, и зал возмущённо гудит. Фильм запускают снова, некоторые на финальной песне встают и аплодируют стоя. Ребята совместно исполняют песню «Здравствуй, милая Калуга!». С гордостью следят за запуском первого искусственного спутника Земли. Зажигательно танцуют под «Каникулы любви» The Peanuts и «Песенку велосипедистов» «Поющих гитар».
А вот сцена выпускного бала: девочки, облачённые в светлые платья, танцуют вальс с повзрослевшими юношами под песню «Учительница первая моя…» Делают совместное фото. Один из ребят приглашает на танец учительницу. Потом девушка и двое ребят-выпускников выходят на сцену и исполняют песню «Ландыши»… Пока не появляется группка подростков в ярких рубахах и брюках и не приносит с собой пластинку Элвиса Пресли. Сначала робко, потом всё увереннее молодые люди учатся танцевать рок-н-ролл под Rock-To-Night. Но не все жаждут перемен, на площадке происходит потасовка, и приходится разнимать забияк.
Далее мы оказываемся в следующем десятилетии, 70-е. С одной стороны сцены молодёжь поёт патриотические песни «Родина моя», «Мой адрес не дом и не улица» — это комсомольцы-добровольцы. С другой — кучкуются «неформалы», у одного из них кассетник, откуда играет «Michelle» The Beatles. На голове у девушки с рыжими волосами венок из цветов, как отсылка к эпохе хиппи, из динамиков звучит «Машина времени». Ребята вместе исполняют «Свечу» Андрея Макаревича. Постепенно группки молодёжи объединяются и танцуют твист. Как символ конца 70-х звучит запись Высоцкого, молодёжь расходится.
Потом всё мелькает, как в калейдоскопе: 80-е приносят «Белые розы» «Ласкового мая» и «Яблоки на снегу», 90-е — Богдана Титомира и обтягивающую кожу, очки-лисички. Тут же разминается группа рэперов в разноцветных толстовках с натянутыми капюшонами. Они пробуют танцевать хип-хоп. Другие прогуливаются под песню Гарика Сукачёва «Моя маленькая бейба». И совсем на краю сцены сидят пожилые люди и вздыхают — им уже непонятно всё это молодёжное многоцветье.
Прекрасен финал спектакля, где молодые люди в светлых костюмах и девушки в белых платьях исполняют общий танец. Публика радостно и благодарно им аплодирует. Спасибо за подаренное великолепное настроение, за ваш труд и самоотдачу! Думаю, каждое поколение зрителей увидело и почувствовало в вашей игре что-то близкое и знакомое, что затронуло их чувства и заставило вспомнить свою молодость, детство или юность. Ждём вас снова на гастроли в наш город!
Марина Чистякова специально для Musecube
Использованы фотографии с официального сайта Калужского Областного театра драмы
Добавить комментарий