Этот город отбрасывает тень

Что для нас Петербург? Город роскошных дворцов и памятников архитектуры, гранитных набережных и красивейших каналов? Или же город с ужасным климатом, мрачными тёмными дворами-колодцами и постоянной сыростью? Для каждого Питер (Петербург, Ленинград, Петроград) значит что-то своё, ясно лишь, что, увидев его один раз, забыть уже не получится. Здесь живут удивительные, немного бледные и прекрасные люди, которые не готовы променять бесконечные дожди на солнце и пляжи далёких чужих стран. Чтобы понять, почему петербуржцы такие, можно сходить на легендарный спектакль «Тень Города» в Театр на Литейном. Его премьера состоялась пять лет назад, что, впрочем, не мешает ему собирать полные залы и оставаться любимой постановкой у многих жителей и гостей города. Режиссёр спектакля «Тень города» — Роман Смирнов, он же поставил две другие части трилогии: «Жар» и «Квартирник». За пять лет «проката» состав спектакля претерпел некоторые изменения. Например, роль солдата Рябова играет теперь Борис Чистяков, а москвички Ксении – Варвара Щербакова. Петербуржцы смогли увидеть спектакль 27 апреля.

Сквозной линией спектакля является то, что Пётр Первый  phoca_thumb_l_02(Сергей Соболев) осматривает сотворённый им город, и приходит то в восторг, то в ужас. Величие и убожество соседствуют в Петербурге совсем рядом. Коммунальная квартира («волчья берлога»), в которой происходят основные события постановки, яркое тому подтверждение. Невероятно колоритны персонажи спектакля: возникает ощущение, что мы и сегодня время от времени можем встретить эти типажи на улицах города.

Большинство персонажей создатели постановки позаимствовали из произведений русской классики. Среди них Мармеладов (Денис Пьянов), опустившийся и глубоко несчастный человек. Песня Фёдора Чистякова «Улица Ленина» звучит в его исполнении особенно трагично.

Ты спросишь меня, почему иногда я молчу,

Почему не смеюсь и не улыбаюсь.

Или же наоборот я мрачно шучу.

И так же мрачно и ужасно кривляюсь.

Ведя неправедный образ жизни, выпрашивая у дочери деньги на выпивку, он, тем не менее, верует. Потому что всех нас «простят и приемлют». Его проникновенная речь про Божью милость стала, пожалуй, наиболее трогательным моментом спектакля.

phoca_thumb_l_28Хочется сказать, что «Тень Города» — спектакль музыкальный, и он усладит слух любителям русского рока. В нём нашлось место песням группы «Кино», «Телевизор», «Умки и Броневичок», Насти Полевой и других музыкантов. Но, что самое главное, поют актёры вживую. Кроме того, в «Тени Города» большое значение имеет атмосфера места, ведь это невероятно петербургский спектакль. Кроме всем известных достопримечательностей, в нём упоминается и такое легендарное место, как бар «Висла». Его называли двадцать первым корпусом РГПУ имени Герцена, так как именно туда ходили студенты за общением и дешёвым алкоголем. Той «Вислы» давно нет – это уже история.

В спектакле поднимаются самые разные темы: любви, веры, борьбы с культом потребления, а также проблема взаимоотношения интеллигенции и народа. Интеллигентную прослойку общества представляет Илья Давыдович Кобот (Александр Безруков), тихий человек с тонкой душевной организацией. По воле случая он оказывается в одной квартире с представителем народа – милиционером Пужатым (Вадим Бочанов), и тот начинает его, как принято у органов, «прессовать». Но позже эти двое находят общий язык, что воодушевляет. Сможем мы все договориться, если попытаемся услышать и понять друг друга. Этой терпимости нам всем очень не хватает. phoca_thumb_l_22

«Тень Города» — своеобразный спектакль: он не имеет сюжета, а состоит из фрагментов и деталей, обрывков разговоров и замечательной музыки. Чувствуется в нём свобода, гармония, и то особое обаяние, которое присуще городу на Неве.

Алла Игнатенко, специально для MUSECUBE

Фотографии взяты с официального сайта Театра на Литейном


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.