Фантазии по Гофману

22 декабря на сцене ТЮЗа состоялась премьера спектакля«Гофман. Видения» Фантазия в 2-х действиях по мотивам повести Э.-Т.-А. Гофмана «Золотой горшок» в переводе Владимира Соловьева

Автор постановки и режиссер – Рикардо Марин – ученик Григория Козлова, известный зрителям по спектаклю «Фандо и Лис» в театре Мастерская.

К творчеству Эрнста Теодора Амадея Гофмана,подарившего миру Щелкунчика, режиссеры ТЮЗа обращаются не впервые и не случайно, его произведения не оставят равнодушными как юного, так и взрослого зрителя.В 2013 году на сцене ТЮЗа им. Брянцева был поставлен «Щелкунчика мастера Дроссельмейера».

В этот раз выбор упал на одно из самых известных произведений автора -«Золотой горшок», написанное в жанре романтической сказки.

Главный герой— неудачливый студент Ансельм (Иван Стрюк). Ему достаточно выйти из дома, чтобы попасть в самую невероятную историю.То на него случайно выльют помои, то он собьёт с ног старуху с яблоками, которая вдруг окажется не просто старухой, а настоящей ведьмой, или вдруг влюбится в волшебную змейку, танцующую в листве…

Романтическая сказка Гофмана пронизана иронией. Сюжет сказки разворачивается в трех плоскостях. С одной стороны, сказочная реальность студента Ансельма, влюбленного в волшебную Серпентину, настоящий мир друзей Ансельма, которые пытаются наставить его на путь истинный, и реальность самого Гофмана, который писал сказку во время первой мировой войны в осажденном городе. Студенту Ансельму нужно сделать нелегкий выбор между волшебной фантазией и карьерой надворного советника, которым его видит в будущем влюбленная Вероника.

Декорации спектакля в классическом стиле, действия происходят в Дрездене, зритель видит фасады города, актеры в традиционных немецких костюмах. Как только Ансельм попадает в волшебную сказку, сцена преображается и светится всеми цветами радуги

В первом акте спектакля большее внимание уделено реальной жизни студента Ансельма, здесь, в компании Конректора Паульмана (Кирилл Таскин) и регистратора Геербранда (Виталий Кононов) и Вероники (Аделина Любская) Ансельм поет песни пытаясь построить свое будущее, мечтая о волшебной Серпентине (Алиса Золоткова).

Постепенно реальность Ансельма приобретает более сказочный характер, а служба у Архивариуса Линдгорста (Валерий Дьяченко) вносит в его жизнь новые краски, волшебный мир Атлантиды становится все более осязаем, и,постепенно,Ансельм погружается в мир романтических грез и делает свой нелегкий выбор.

Первый акт спектакля достаточно затянутый, перегруженный длинными монологами бесконечнымиразговорами героев.  Динамичных действий, которые должны быть более интересны юному зрителю не так уж и много. Наиболее запоминающимися получились завораживающие танцы змеек и общие застолья.

Второй акт получился намного живее, Ансельм, как ему и обещано старухой-ведьмой попадает под стекло, мир преображается, сказочный мир побеждает.

Произведение Гофмана достаточно сложное для прочтения, имеющее множество скрытых смыслов производит на читателя огромное впечатление. Сказка очень запутанная и многогранная, к сожалению, не все что хотел сказать Гофман, удалось перенести на сцену. В спектакле, безусловно, есть очень удачные сцены, но впечатление от спектакля остается скомканное, большинство действий получились очень растянутыми, что усложняет восприятие произведения. Среди удачных, можно выделить, например, сцуну с распитием пунша,  смешением сказочной реальности Ансельма и скучной жизни Дрезденской буржуазии.  Возможно, режиссеру в будущем удастся доработать постановку и сделать ей более живой и удобной для восприятия.

Галина Супрунович специально для MUSECUBE

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.