Большой театр кукол продолжает свои долгосрочные экспериментаторские проекты. Обратив еще в прошлом сезоне пристальный исследовательский взгляд на «Божественную комедию», бывшие и нынешние студенты Руслана Кудашова возобновили погружение в великий текст Данте. С 17 по 22 сентября в БТК прошел фестиваль «Стены», инспирированный «Чистилищем» – второй частью грандиозной поэмы. Все желающие могли оценить режиссерские высказывания, представленные в формате эскизов, а затем обсудить их.
Каждому показу предшествовали мини-выступления будущих кукольников – студентов нового набора мастерской Руслана Кудашова. По форме это были молчаливые пластические этюды, наполненные необходимым символизмом. Актеры выводили затейливые узоры на песке, строили загадочные конструкции из веток, изображали то холод, то одиночество, то страх. Зрителей же на показы они провожали под негромкий мелодичный напев «Данте-Дуранте» (кстати, это не просто какое-то забавное созвучие, а часть полного имени поэта – Дуранте ди Алигьеро дельи Алигьери).
Представленные публике эскизы были абсолютно непохожими друг на друга. Они заметно разнились по форме и содержанию: воспроизводили жизненные вехи автора, скрупулезно следовали сюжету «Чистилища» или же вообще уходили в свободное плавание от исходного текста, будучи вариацией на заданную общую тему. Марина Хомутова в своем эскизе «Так далеко, так близко» сделала акцент на мотив непрерывного творческого поиска: порой непростого, порой и вовсе мучительного. Путь Автора отчаян и тернист, его поджидают разного рода испытания, искушения, его терзают страхи и страсти. Что же поможет не впасть в отчаяние, не поддаться грехам, остаться верным светлой стороне? Конечно, музыка. Чистые нежные звуки, словно бы рожденные в высших мирах, становятся ориентиром, компасом, маяком, пристанищем и убежищем. По задумке режиссера, прямо в живом плане на сцене равноправно существуют музыкальные инструменты – гитара и виолончель. Их звуки и становятся лейтмотивом эскиза, отражая настроение Поэта, передавая его волнения, донося до зрителей образ творческих мук.
Совсем иным во всех отношениях высказыванием стала оригинально-остроумная история, представленная зрителям Дарьей Левингер и получившая название «ЧП». Здесь в прямом смысле слова расследуют дело о пропаже Данте, попутно составляя портрет его личности. Библиотекарша считает Алигьери гением, соседка – грязнулей, криминального вида громила абсолютно уверен, что Данте – тот еще мошенник. И раз уж сложился столь разный образ поэта, то и представление о пресловутом чистилище у всех будет абсолютно несхожее. Режиссер маскирует сложное философское содержание вычурной гротесковой формой, оттеняет абсурдным юмором – эмоции на контрасте получаются незабываемые.
Сконцентрировалась на личности Данте и Алена Волкова в эскизе «Подъем». Поэт раскрывается нам с довольно неприглядной стороны, скелетов в шкафу хватает с избытком. Тут и жизнь с нелюбимой женой, и невольное предательство друга, а также многое другое, не менее постыдное. Гордыня тяготеет над Данте, и возвыситься никак не получается. Но даже у такого растерявшегося по жизни человека все же есть шанс очиститься и преобразиться. Алена Волкова рассказывает эту историю не с целью морализаторства, но с чувством искреннего сострадания.
И наконец, эскиз Алексея Егорова «Идущий», в котором режиссерская фантазия на тему надежды представлена с нотками легкого самоироничного безумия, черного юмора, но при этом совершенно естественно придерживается подлинно христианских ценностей. Идея спасения души здесь представлена как глобальное восхождение к свету, как преодоление собственных страхов и слабостей. И именно надежда способна озарить этот нелегкий путь и придать необходимых сил.
Фестиваль «Стены» получился масштабным творческим высказыванием, интересным образцом work in progress. Здесь было над чем задуматься, переосмыслить привычное, ознакомиться с новым. И само собой, зрители могли испытать разнообразные бурные яркие эмоции, ради которых, собственно, мы и ходим в театр.
Марина Константинова специально для Musecube
Добавить комментарий