Гала-балет в Кремле

Долгожданная премьера балета Адриаса Лиепы и Роджера О» Доннелла (Roger O»Donnell) состоялась на сцене государственного Кремлевского Дворца Съездов.

Программа обещала быть насыщенной, где выступят звезды балета с мировым именем в постановках известных и молодых современных хореографов.Традиционно действительно русские подтверждают свой статус в этом высокоэстетическом виде искусства «в балете впереди планеты всей», как говорится, «первые по балетам и ракетам»©,что вызывает неподдельную антитрендовую национальную гордость.

Адриас Лиепа начал свою приветственную речь «от чистого сердца и души» словами поздравления с наступающим новым 2016 годом, благодарения партнеров гостиницы St Regis Moscow Nikolskaya и лично и Мостакси, «которое привезли и отвезут артистов» рассказом о монастыре из Переславля Залеского и его 55 воспитанниц и истории создания предстоящего действа.

С его слов «он как повар, зная традиционные ингредиенты», составил программу специально, чтобы было интересно всем: и нубам — неофитам в балете типа вашего покорного слуги («Вы же не балетоман, на вашем лице это написано» — сказала мне соседка по ряду — женщина средних лет ), и чтобы гурманам — балетоманам типа моей соседки и «бабушкам- балетным экспертам» было нескучно весьма лицезреть и обсуждать массу, рост тел, прямоту/кривизну головы артистов. (Да-да, именно такая дискуссия была услышана случайно в перерыве в зале,которая потрясла автора в самое сердце).

(Признаться честно, в бытность работы в ГМАТ К.С.Станиславского и Немировича — Данченко вашего покорного слуги в далеких легендарных сезонах 1997-1999 гг., последний полюбил балет только в репетициях и исключительно после гастролей труппы Бориса Эйфмана, и считает с тех пор и по сей день лучшей балетной труппой из всего, что удалось видеть в балете, есть с чем сравнить, но об этом позже.)

Как и обещал Лиепа ранее, все подтвердилось: большинство номеров из традиционной классики балета: отрывки из известных хитов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Корсар»,»Жизель». Из двух отделений с перерывом их было насчитано аж целых тридцать пять. Режиссура основывалась по схеме: один балет- произведение и внутри него три микрономера из спеклакля: сначала парные номера, потом сольные исполнения и в конце вновь дуэты. И так каждый балет друг за другом. Очень цельный получился сценарий.Были и интересные премьеры, ради которых и, собственно, из-за которых стоило сходить на Christmas гала-балет в Кремль. Была современная концептуальная хореография под трипхоп «Intimate distance» c монологом текста на английском языке о депрессивной природе любви и разрыва межгендерных отношений, которому явно позавидовали бы праотцы бристольской волны , и бродвейский лайзоминеликабаретовский джаз «Ring them bells» в невероятном исполнении Александра Зайцева и Марии Эйхвальд из Штудгардского балета. На музыку Чайковского премьер и примы Большого театра Екатерина Крысанова и Андрей Меркулов показали свое «Па-де-де». Начало второго акта было начато завораживающим видео, в котором Даниил Симкин -солист американского балет театра гуляет в театральном костюме по улицам города, танцуя и вытворяя свои па, па де де и прочие балетные трюки, опираясь на заградительный «шлагбаум» на шоссе, где ведутся ремонтные дороги, используя его в качестве станка для растяжки и разминки, также и в вагонах и станциях метро. Кульминация и развязка видеоролика в ударении головы Симкина о закрывающуюся стеклянную дверь American Balet Theatre. После этого был замечательный workshop и ликбез по балету как по заказу в следующем номере «Simkin on the stage», где шло автобиографическое видео Симкина и ироничное объяснение всех пяти позиций, о том как важно «тянуть два часа в день медленное «тондю» у станка», и как это круто, превозмогши себя, быть настолько пластичным и почувствовать внутренний полет свободы после тяжкого труда, и когда получается установить над собой новый сверхърекорд( что разумеется, не всегда удается), то чувство катарсистической свободы того стоит.Сразу вспомнилась отличная нетленка «Билли Эллиот». Это очень поддерживает и ободряет любого человека воспрять духом и телом и не сдаваться на полпути, даже если ничего не получается! Тут же сразу демонстрируется все эти движения позиции и что, почем-зачем. Также был приглашен на авансцену отец Даниила — тоже танцовщик и учитель сына, который еще ниже самого сына, которого иногда называют его братом те,кто не в теме. Этот образовательный номер очень познавателен и зажигает любого от стара до млада заняться балетом, серьезно. Душа и тело так и просятся к станку и горят желанием разучить все эти сложные техники. Такие мероприятия нужно всенепременно проводить пользы для и развития ради на open air разного пошиба, чтобы не зацикливаться до тошноты всякими handmade и прочими DIY мастерскими и йогопрактиками, и распиванием горячительных напитков с потреблением психотропных и прочих веществ. Больше движения! — как завещала великая Майя Плисецкая, так недавно, к сожалению, покинувшая нас. И ,кстати, было образовательное видео также об истории возникновения балета как сам Людвик XV занимался балетом и танцевал.

Живого оркестра не было, как и не было живых аналоговых кулис, задников, падуг, тех самых, из нашего детства с запашком не то нафталина, не то пыли — как мы любим , но зато были цифровые led — пиксельные. Они впечатляли своими красотами: то голубые небеса, то лучезарные оранжево-алые солнечные закаты, королевские залы, шумные улицы NYC, заснеженные леса,колоритные веера из Корсара, а перед началом концерта и вовсе шел «снег в лесу». В зависимости от номеров балетов цифровые декорации быстро сменяли друг друга и отлично вписывались в костюмы артистов. И это вполне оправдано: мы согласны с Лиепой, что такие оркестры, которые бы сыграли эти балеты как они должны звучать, увы, сняты с производства,нынешние — дорогие. Поэтому фонограмма звучала вполне себе хорошо и уместно.
Но имело место быть и живое музыкальное сопровождение. Пианистка и виолончелист,которые с драйвом отыграли номер «Соната» в исполнении Семена Чудина и Евгении Образцовой , постановку Уве Шольца которой последние поехали разучивать специально в Германию.Семен и Евгения когда кланялись не забыли про музыкантов и вывели их на авансцену, что приятно.

Все артисты, что участвовали демонстрировали движения с каждым номером все динамичней. Завораживающие кружения по сцене и вокруг собственной оси — единственно за что любят балет и в чем его совершенство. Эмоционально все таки самым кульминационным был определенно Nutcracker, так как он заложник прекрасной музыки и неотъемлемая часть его как визуальное приложение в перфектном исполнении и потрясающей синхронности движений Анны Цыганковой и Йозефа Варга. Что не говори, с первых нот нисходящего ионийского лада, живущего в мозгу и сердце любого человека с самого раннего детства уже ни за что не отделаться, тем более под Новый Год.Если учесть еще как Петр Ильич творил его в Клину.Впервые за много лет,о ,Алеллуйя, услышался мотив, который заимствовал Свиридов для эпохального саундтрека «ВРЕМЯ ВПЕРЕД!»

Если говорить о самом драматургическом номере — однозначно это «Старик и я» в исполнении Владимира Малахова и Беатрис Кноп,хореография Ханса Ван Манена. Уже неновый, но небанальный номер «профильный» оригинального жанра, где справа мужчина, а слева женщина исполнила Ильзе Лиепа.

Неплохо выглядели Татьяна Мельник с Даниилом Симкиным в Корсаре. Красиво и чарующе интерпретировали классику «Лебединое Озеро» Анжелина Воронцова и Денис Родькин. Также как с Виктором Лебедевым в с «Спящей красавице».Ксандер Париш и Евгения Образцова показали удивительную «Жизель».
И самое главное — Роджер О» Доннелл( Roger O»Donnell) ,которого Лиепа представил как «друга, с которым они познакомились в Лондоне после «Русских сезонов»,музыканта совершенно фантастической группы Кюие » ( почему-то именно так, на французкий, видимо, манер произнесено было)The Cure , представил на суд собственное сочинение «Орфей и Эвридика» — номер для фортепиано и квартета виолончелей в собственном исполнении и сопровождении четырех локальных сессионных виолончелисток, под который происходил балет в исполнении Артема Белякова и Марии Семеняченко , которая вдохновила Роджера написать музыку  в постановке молодого, но уже именитого хореографа Никиты Дмитриевского. Эксперимент удался удачно. Жаль, что очень быстро.

После все участники торжества поднялись на сцену и поклонились публике под продолжительные овации.

После непродолжительного ожидания у служебного входа, нам удалось прогуляться с Роджером в компании солиста балета Ксандером Пэришем от Кремля до центрального Детского Мира и побеседовать.

МК: Привет, Роджер, спасибо за сегодняшнее выступление,мало времени, но хочется задать главные вопросы, будет ли у тебя возможность?

RD: Да, мы сейчас идем прогуляться, можем по дороге побеседовать.

МК: Ок,спасибо.

МК: Роджер как ты себя чувствуешь о сегодняшнем представлении? Какая разница между концертами The Cure, камерными выступлениями в церковных залах, и сегодняшней премьерой дебютом в балете?

RD: Совершенно по-другому.

МК: Ведь это твой первый опыт.

RD:Да. Это же танцы, это балет.

МК: Как поживает твой лейбл 99X/10?

RD: Сейчас очень тяжело, но наши друзья помогают.

МК: Этот лейбл работает как некая краудфаундинговая платформа или сообщество друзей — музыкантов?

RD: Нет. Это лейбл. Просто наши друзья помогают нам. Там выпускают мою музыку. Мне не нравится сама идея краудфаундинга!

МК: Я понял. Не хочу задавать политические вопросы, но от них никуда не деться. Как мировая политическая ситуация влияет на нынешнюю музыкальную индустрию и на музыкантов?

RD: Да. Конечно,очень, влияет, и на меня самого. О, Красная звезда! (увидел звезду на Спасской башне и стал фотографировать)

МК: Я помню как ты несколько лет назад резко выразился в ардес Мэги( Маргарет Тетчер).

RD: Ха- ха.

МК: Что ты думаешь о политике Дэвида Кэмерона?

RD: Знаешь,я даже не хочу думать об этом.

МК: Полностью с тобой согласен. Он ужесточил миграционную политику еще задолго до известных событий.

RD: Миграция, да, сейчас с этим все жестко.О, тут есть Макдональдс( проходя мимо трц манежа,улыбается). О, Российский триколор, о маршал Жуков( фотографирует флаги и памятник на 4х кратную Лейку).

-О,Лейка! -изумляется Ксандер.
Пока Ксандер и Роджер общались на свои темы я шел и слушал, дал им выговориться.

RD: Ты можешь мне задать еще вопросы.)

XP: Он еще пока в недоумении, для него встреча с тобой Событие.

МК: Да не то чтобы

RD: ДА?

МК: Удивительно, все стали в какой то степени доступно неприкасаемыми или неприкасаемо доступными и тем самым как бы равны из-за интернета. Такого нельзя было представить каких то 10-15 лет назад. А тут я иду мило и с тобой тусуюсь.
Я просто думаю какой еще главный вопрос спросить. (Который я забыл спросить, а он был вожделенным вопросом вопросов о Европейском турне the Cure 2016 и неплохо было бы по пути заехать в Россию, как мы ощущали на Максидроме 2012.
Как ты восстанавливаешь свои силы после туров, записей….?

RD: Как я восстанавливаюсь?Спроси лучше него ( Ксандера) ( улыбается), он же танцор.

XP: Хорошая еда.

МК: Я знаю, что сколько ты съедаешь — столько же и сжигаешь за спектакль.

RD: У меня есть подруга, она балерина русская — толстая( улыбается).

MK: Ты делаешь разминку перед выступлениями, играешь ли этюды Ганона?

RD: Нет-нет!

МК: Почему сегодня такой короткий был номер: я думал, что это будет минимум как в видео ролике на 40 минут… это из за нехватки времени на репетиции танцоров или… ?

RD: Хореографы в балете ограничились на номер только в 6 минут.

МК: Как долго ты еще в Москве?

RD: Улетаю завтра. Здорово было встретить тебя.

На тот момент мы уже подошли к театральной площади, и нужно было прощаться. На этой радостной ноте мы разошлись.Могу сказать в заключении, что подтвердилось мое убеждение, что музыка идет от личности, и убедился еще раз. Роджер как человек произвел на меня впечатление настоящего истинного англичанина с быстро меняющимися эмоциональными частотами в национальной британской сдержанности, но при этом участным к собеседнику.

Чите Лиепа — респект за продвижения балета в массы и грамотную организацию всего процесса и благотворительность, артистам — за их мастерство и служение искусству и любви к публике. Администрации Государственного Кремлевского Дворца съездов за радушное гостеприимство и сохранность в первозданном виде фойе с гербами советских республик, хороший звук и свет.

Роджеру — за то, что подарил отличные минуты вдохновения и открылся как человек с неожиданной стороны, не говоря по умолчанию как композитор и музыкант со смелыми челенджами в те места, куда не ступала нога и не залезала рука панка — в Балет. На очереди,надеемся, Роджер в будущем выдаст уже оперу или, возможно, мюзикл.

С уважением, специально для Musecube Арсений Мальков

Фоторепортаж Александры Солозобовой смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.