Говорят, что писательство помогает избавиться от страхов и переживаний. И что автофикшн – это, скорее, терапия, а не искусство. Дина Губайдуллина пишет тексты. За ней следят в соцсетях, ждут ее постов и пишут благодарности в комментариях. Делятся и своими страхами и переживаниями. А если появляются образы, которые просятся на сцену, вот тогда автофикшн становится чем-то большим, нежели просто терапия.
Дина запомнилась еще по выпускным спектаклям в ГИТИСе – зацепила искренностью. Поэтому когда в репертуаре театра «Практика» появилась «Мама, я в Москве», где Дина и актер, и автор, сразу возникло ощущение чего-то свершившегося. У девочки все получилось, и теперь у нее есть свой спектакль в Москве.
В постановке, по сути, есть только Дина. И никого она не играет, только проживает на сцене собственные тексты в течение почти полутора часов. Не каждый состоявшийся артист может удерживать внимание публики на протяжении столь долгого времени, даже если это филигранный академический текст с завязкой-кульминацией-развязкой, все как положено. А здесь – ну просто какие-то чудеса – зритель совсем не скучает. Да, конечно, возникает элемент иммерсивности с подкормкой зрителя яблоком, и комичный эффект, когда Дина заявляет, что этот прием ей не по душе, но режиссеру (Алексей Золотовицкий) нравится, это в тренде. В спектакле вообще нет никакой четвертой стены. Но это и не стендап, поскольку с Диной вместе мы проживаем вполне серьезные вещи: утрату близких, воспоминания о детстве, проблему отсутствия секса, взросление, харрасмент в метро, проблемы молодой актрисы, которую не берут даже в дурацкий сериал.
Зритель смеется, сопереживает, узнает себя, хохочет и покрывается мурашками. Кажется, весь зал хочет сказать: Дина! Не нужен тебе никакой сериал на «России-1»! Пиши и читай свои тексты — и делай это ровно так, как происходит в «Практике».
Но будет нечестно не рассказать о том, что на сцене Дина все же не одна. С ней еще мультики: невероятная анимация Ашота Мефодина, в которой есть вся Москва. И эти странные персонажи, с которыми встречается героиня, и декорации мегаполиса, и все-все-все. Анимация также безмерно талантлива, со множеством оригинальных находок и трепетных красот. И Дина в этом мультике смотрится органично.
Своим спектаклем Дина как будто заявляет, что тем, кто не вписывается в рамки (отношений, общества, представления кастинг-директоров), нужно идти дальше. Потому что их талант выше этого. Потому что их внутренняя сила шире любых рамок и стандартов. Это сложно, но это очень оптимистичная и подбадривающая мысль, которая нужна каждому, кто ищет себя и куда-то не проходит по разным критериям: значит, это просто не ваша дверь. А ваша обязательно откроется.
Юлия Зу специально для Musecube
Фотографии Екатерины Щербаковой можно увидеть здесь
Добавить комментарий