Личность российского дипломата и писателя Александра Сергеевича Грибоедова полна противоречий и загадок. О Грибоедове говорят незаслуженно мало, забывая о том, что жизнь великого российского писателя состояла из увлекательнейших фактов, достойных большого приключенческого романа. Открывая «Википедию», удивляешься, насколько пунктирно представлена биография Грибоедова там. Оттого и заслуживает особого внимания спектакль «ДипломатЪ» о Грибоедове режиссера Севастопольского академического театра им. Луначарского, заслуженного артиста республики Крым Евгения Журавкина, премьера которого состоялась 14 июня в Театральном лофте «Компас Центр».
Душевный мир Александр Сергеевича полон загадок. Тем интересны трактовки ключевых эпизодов жизни Грибоедова автора пьесы современного драматурга Александры Васильевой. Острая сатира на повседневность эпохи Александра I в «Горе от ума», а затем фактическое предательство декабристов, со многими мыслями которых писатель был согласен, на допросе. Муки совести и попытка сбежать от самого себя подальше на Восток, в Персию, искреннее служение стране и просьба об отставке перед роковой поездкой в Тегеран. Спектакль держит своим нервом и заставляет задуматься в целом о невыбранном векторе развития нашей страны в 1825 году.
Главную роль в спектакле сыграл выпускник ГИТИСа Данила Дробиков. На первый взгляд Грибоедов в исполнении Данилы слишком мягковат, но к концу спектакля сильный внутренний стержень писателя становится более явным. Блестяще показан сумасшедший Чаадаев в исполнении Виктора Владимирова, достаточно лаконично, эпизодично, но мощно раскрыт образ диктатора восстания 1825 года Павла Пестеля в исполнении Дмитрия Семенова (Собака Рыжий), ярок и ироничен друг Чаадаева Бегичев Дмитрия Соколова, также запоминается беспокойная роль Мальцова, единственного выжившего из дипломатической миссии Грибоедова, через которого повествование связывается в единое целое, в исполнении Николая Горбунова.
Хочется отметить очень интересный режиссерский ход, позволяющий глубже проникнуть в истоки
душевных терзаний писателя. В спектакль введен вымышленный персонаж, некая «дама», очень тонко сыгранная выпускницей Ереванского Государственного Института театра и кино Мариам Сарян. С «дамой» связаны все ключевые поворотные события жизни Грибоедова: написание «Горе от ума», допрос в связи с делом декабристов, гибель в Иране. Кто она так до конца спектакля и не раскрывается, то ли муза, то ли, опять же, аллегоричный образ совести, то ли необозначенная по имени первая любовь. Но с нею писатель ведет непрерывные беседы и делится тем, что никому никогда не рассказывал в жизни.
Спектакль подчеркнуто назван «ДипломатЪ». И сам писатель себя на протяжении всего действия называет дипломатом, не писателем! Кто он этот человек, ведущий на протяжении всей своей жизни переговоры со своей совестью, идущий на компромиссы с ней, и сделавший в итоге выбор в пользу гибели? Каковы причины, побудившие умнейшего человека своей эпохи, ведущего на протяжении десятилетия сложнейшие переговоры с восточными дипломатами и правителями, нарушить закон и принять решение об укрывательстве в посольстве сбежавших из гарема армянок? Вопросы, не имеющие ответов, но собранные вместе в одном спектакле можно будет увидеть осенью на театральных площадках Москвы.
Записаться на следующий спектакль можно по этой ссылке.
Павел Быков, специально для MUSECUBE
Добавить комментарий