Грустная история смешным языком

9 ноября в Санкт-Петербургском театре «Мастерская» прошел показ спектакля «Пенелопа», поставленный по одноименному рассказу советского писателя Андрея Битова.

Этот рассказ по праву считается «визитной карточкой» писателя, хотя его сюжет вовсе незатейлив. Главному герою – Лобышеву должны выплатить зарплату, но до этого знаменательного момента у него есть три часа свободного времени, которые он решает провести, гуляя по «любимому осеннему Невскому». Однако во время этого прекрасного променада героя начинают беспокоить навязчивые вопросы, на которые он совсем не хочет отвечать и, дабы спрятаться от них, он покупает билет в кино, на фильм «Одиссей». Главный герой уверен, что фильм будет неинтересным и даже дурацким, но, познакомившись в темной подворотне кинотеатра с девушкой, он решает, что это встреча — подарок судьбы. Однако, выйдя на свет, Лобышев оказывается, мягко говоря, разочарован, ведь вместо таинственной красавицы рядом с ним, высоким и широкоплечим, оказывается невысокая, небрежно одетая с нелепой прической женщина. Вот тут-то главного героя и начинает терзать главный вопрос: что делать? Где-то внутри он все еще надеется увидеть рядом очаровательную спутницу, но реальность предстает совсем в другом обличии, и Лобышеву становится откровенно стыдно находиться рядом с этой женщиной.

Спектакль длится всего час, но за это время актеры Екатерина Гороховская и Сергей Агафонов прекрасно успевают показать нам эту историю сквозь призмы своих героев. Как и рассказ Битова, спектакль построен так, что мы знаем, что чувствуют оба героя, поэтому сопереживаем им обоим попеременно.

Оформление сцены и наличие реквизита в постановке почти минимальное: справа стоит письменный стол, на котором находится печатная машинка и лампа, а посередине белый экран. Однако все эти предметы являются больше, чем просто антуражем. Так, в самом начале спектакля Лобышев печатает на машинке слова: «Андрей Битов. Пенелопа», которые появляются на экране, а позже, во время рассказа героя о том, как он проскользнул из бухгалтерии на Невский, на нем идет видеоряд, в котором мы проделываем этот путь вместе с героем.

Этот спектакль, несмотря на грустный финал, заставляет зрителей многократно смеяться, ведь он сохранил в себе весь тот тонкий юмор, с которым написан рассказ Андрея Битова.

Главным вопросом постановки, также как и рассказа, остается его название. Напомним, что Пенелопа – это верная жена Одиссея, которая много лет ждала его возвращения домой на Итаку. В одном из своих интервью автор сказал, что название появилось по наитию, и что Пенелопа – ждущая, и в этом, по его мнению, своего рода гениальность. Наверное, в этом и есть главное сходство с героиней рассказа, которая ждет; ждет, догадываясь, что ее предадут.

Замечательный режиссер Григорий Козлов поставил спектакль, который можно назвать наблюдением за тем, как окружающие люди и общественное мнение давят на нас, лишая внутренней свободы. Это очень честная постановка, в которой словами Лобышева излагается тот факт, что каждый день, больше или меньше, но мы поступаем так, как он, мы предаем. И это самая важная мысль, которая звучит в спектакле. А вот согласиться с ней или нет — и есть тот выбор, который сделал каждый, покинув зрительный зал.

Инна Дмитриева, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Александра Агафонова смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.