Грустный праздник в семье Поллит: «С днем рождения, папа!»

В Москву с гастролями приехал Омский драматический театр. Проходят спектакли на основной и новой сценах Театра Вахтангова. Играть в таком театре, наверное, отдельное удовольствие и честь для артистов. Привезли на суд московских искушенных зрителей несколько спектаклей: «Любовь и голуби» режиссера Георгия Цхвирава, «Небо позднего августа» Петра Шерешевского, «С днем рождения, папа!» Романа Габриа (основная сцена), «Гроза» режиссера Галины Зальцман, «На чемоданах» Александра Баргман, «Мой дедушка был вишней» Арины Гулимовой (новая сцена).

Спектакли разные, с разной тематикой — разные и режиссеры. Гастроли удачно знакомят зрителей с театром, предлагая разноплановые постановки.

Мне удалось посмотреть спектакль «С днем рождения, папа!». Он поставлен по мотивам пьесы Теннеси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше». И если в пьесе такой кошкой, человеком, дошедшим до предела, проживающим едва переносимые условия, является Мэгги, то в спектакле акценты кардинально смещены.

Здесь главным героем является Поллит-старший — хлопковый миллиардер, жестокий и грубый человек, который сделал себя сам. Сам всего добился. Превратился из нищего мальчишки в человека, владеющего хлопковой империей. В его день рождения собирается вся семья. Для чего? Поздравить или поделить наследство? Дело в том, что Поллит болен — рак не оставляет ему шансов. Черные одежды гостей подчеркивают странность «веселья».

Очень интересно решен образ главного героя. Дело в том, что Поллита-старшего играют два актера. Образ здорового, грубого, жестокого, всеми силами доказывающего всем и себе, что жить он будет бесконечно, Поллита доверен Сергею Оленбергу. Политта больного, слабого, почти безумного играет Олег Теплоухов. Переходы от одного состояния персонажа к другому часто неожиданны и от этого еще более страшны. Как удар. Ты видишь не внешнее, а внутреннее состояние этого властного самодура. Правда, и больной Поллит жалости не вызывает. Он ни в чем не меняется. Он не раскаивается. И только приступы боли и страха заставляют его кричать и скулить. Глядя на Поллита, ощущаешь приступы омерзения.

Гости и родственники тоже не вызывают нежных чувств. Ида Поллит (Анна Ходюн), жена главного героя, за улыбками и смехом скрывает ненависть к мужу. К концу спектакля мы видим, что у нее уже есть замена супругу, надо только немного подождать. Старший сын Гупер (Артем Кукушкин) — человек ничем не примечательный и посредственный. Его плодовитая жена Мэй (Ольга Беликова) дает жизнь «бесшеим» детям в виде кукол с огромными головами — нелюбимых и не понятых семьей. Доктор Бо (Артем Ильин) — фальшивый весельчак, и до определенной поры непонятно, зачем он присутствует на семейном празднике. Племянница Оливия (Юлия Пошелюжная) — единственное яркое пятно в спектакле, щеголяющая во впечатляющих костюмах и мастерски исполняющая песни.

Загадочная героиня, названная «Она» (Кристина Лапшина) — по сути, красивая, стильная Смерть, всегда молча стоящая за спиной Поллита-больного, ласково его обнимающая, ухаживающая, понимающая. Уводящая его туда… Глядя на нее, такую утонченную, возвышенную, становится очень неуютно.

Брик, младший сын (Егор Уланов) — очень интересный персонаж. Равнодушный ко всем и всему. Пьющий от тоски и непонимания самого себя. К сожалению, он недостаточно раскрыт в спектакле, и, если не знать пьесу, появляется много вопросов по этому герою. Маргарет, жена Брика (Ирина Бабаян) оставляет тоже несколько смазанное впечатление. Но, возможно, это правильно. На сцене главный герой — папа.

Все это скопище родственников изображает веселье, играет в любовь к ближнему, в действительности ненавидя друг друга. Всех заботит только один вопрос: кого из сыновей папа сделает наследником? И нужно успеть урвать свой кусок до того, как отец умрет.

Входя в зал, еще до начала спектакля, зрители видят на сцене металлическую каталку и лежащего на ней человека. Труп?.. Как не вспомнить высказывание: «Голыми мы приходим в этот мир и голыми уходим». Разговор с нами ведут не о дне рождения (или, может, поминках?), а о смерти. О ее осознании, о страхе перед ней, об ожидании ее. О неизвестности, что там, потом… И есть ли оно — «потом»?

Что мы оставляем после себя? Нужны ли мы были кому-то здесь? Нужен ли кто-то был нам? Любили ли мы кого-то? Вопросы, вопросы, вопросы… Постановка не дает на них ответы. Она заставляет думать. И, почему-то, чем больше времени проходит с момента похода в театр, тем больше и глубже анализируешь уже не спектакль, а свою жизнь…

Елена Иващенко специально для Musecube

Фотографии Ольги Кузякиной можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.