Илзе Лиепа: жизнь Мариса Лиепы в сопровождении Женского симфонического оркестра


Женский симфонический оркестр под управлением Ксении Жарко продолжает серию своих триумфальных выступлений в рамках празднования своего десятилетнего юбилея. Одним из последних событий театральной Москвы с участием талантливых музыкантов и харизматичного дирижера стал спектакль «Жизнь без слов», где народная артистка России Илзе Лиепа играет роль своего отца. Эта постановка — не дань модной внегендерности на театральной сцене, но памятник великому танцовщику Марису Лиепе, воспоминания о котором так бережно и изящно собрала, переработала и воплотила его дочь.

Спектакль поистине уникальный: если представить вероятность существования человека, который по какой-то нелепой случайности вообще ничего не знает о балете и звезде мирового уровня, вдохновившей на жизнь в танце и на танец в жизни внушительное количество людей, то после просмотра этого пронизанного музыкой и любовью театрального действа такой человек магическим образом обнаружит, что он понимает балетные термины, чувствует язык музыки, проникается судьбой Мариса Лиепы, а сама фигура гения балета приобретает вполне осязаемые черты, начинает звучать и… быть созвучной.

Созвучной — времени настойчивых в достижении цели и трудолюбивых людей.
Созвучной — стеснительному гомону аэропорта или монотонному стуку поезда из Риги.
Созвучной — заливистому детскому смеху и тихой семейной радости.
Созвучной — тишине балетного класса и грому аплодисментов зрительного зала.
Созвучной — гению музыки и оперному голосу.

Музыка в этом спектакле прекрасна! Ее любовно подобрала сама Ксения Жарко: малейшие оттенки интонаций повествования заботливо поддержаны фрагментами из произведений великих композиторов. В репертуаре Женского симфонического оркестра есть несколько спектаклей, объединенных общей темой, которую художественный руководитель и бессменный дирижер обозначает как историю любви в сопровождении оркестра. И здесь, на спектакле «Жизнь без слов», стало очевидно, что и это — история любви: к человеку, танцу, таланту и — к музыке. Только любящий и чувствующий музыку человек мог раскрасить полотно постановки так, чтобы оно действительно давало возможность понимать без слов.

Музыка здесь, словно мостик, помогающий преодолеть расстояние в несколько лет: вот зазвучали первые ноты завораживающего, ошеломляющего, вдохновляющего вальса Хачатуряна из балета «Маскарад» — и за вихрем нереально роскошного звучания оркестра зал сам не замечает, как на его глазах Марис Лиепа, только-только по-хулигански выполняющий релеве на подножке трамвая в Риге и обещающий себе однажды станцевать Зигфрида, уже побывал зрителем в Большом, поступил в хореграфическое училище в Москве и вовсю учится читать свое тело!

Кальман — это легкость и пузырьки шампанского, радость и предвкушение чего-то нового, будоражащего воображение, но неизменно прекрасного. Но сколько труда и репетиций стоит за этой легкостью, ведь оперетта — один из самых сложных жанров музыкального театра! Именно Кальман и его «Эскиз» (говорящее название для описываемого периода жизни, правда?) стали тем фоном, что помогал Илзе Лиепе донести до слушателей, как тяжелы и целеустремленны были годы учебы ее отца — какую базу они дали величайшему танцовщику, что многие и многие годы критики открыто восхищались его техникой рук и знанием своей физики. Очень вовремя пюпитр превратился в хореографический станок, и очень здорово тут были отыграны моменты взаимодействия солистки с музыкантом за роялем! Когда по окончании номера раздались аплодисменты, не вполне было очевидно, звучат ли они в адрес актрисы, оркестра, Кальмана, Мариса Лиепы или вовсе в адрес блестящего пианиста, ансамблиста, доцента Московской консерватории, члена жюри многих конкурсов и фестивалей — Максима Пурыжинского, который почти без паузы подвел окончание предыдущего игривого номера с игривым же рассказом о юности Мариса Лиепы к джазовой, но задумчивой при том сюите для фортепиано Цфасмана «Снежинки», за время которой герой спектакля обжился в Москве и погрузился в столичный интеллигентный досуг, открыв тем самым новый виток жизни спектакля: зазвучала опера.

Евгения Красилова, лауреат международных конкурсов и приглашенная солистка Римской оперы, исполняет в постановке сразу несколько номеров: звучат Пуччини, Бизе, Верди и Рахманинов, каждый из них — кульминационный в своем родном произведении, однако же оперная дива с кажущейся легкостью входила в нужную сцену, филигранно интонируя, завораживающе впечатляя техникой и вокальными нюансами. Опера требует точности исполнения, но зачастую не балует драматической игрой — тем интереснее было наблюдать за танцем Илзе Лиепы или включением в игровой процесс Ксении Жарко, тем драматичнее становилась рассказываемая жизнь главного героя.

Круговерть времени и музыки, театров, лиц, квартир, ролей, будоражащее собеседование в Большой и роковой вопрос. Признаюсь, мне он показался чрезмерно самоуверенным, но, конкуренты на место в труппе оказались не столько уверенными в себе, но значительно более наглыми… От каких только вопросов и ответов порой зависит, узнает ли артиста мир, станет ли трудяга Артистом, окажется ли сволочной любимая зависимая профессия…


Непередаваемый спектр эмоций можно испытать, если позволить себе погрузиться в рефлексию, все условия для которой так мастерски создают на сцене примерно 40 очаровательных музыканток, виртуозный Максим Пурыжинский, харизматичная Ксения Жарко, талантливая Евгения Красилова, достоверная в танце и драме Илзе Лиепа и непревзойденный Марис! Жизнь великого танцовщика подсвечена короткими, но емкими и понятными фрагментами, где нашлось место и маленькой Илзе с ее братом, и латышскому языку, и Крассу, и последнему «Спартаку», и метроному, и гетрам — приобретениям и потерям, счастью и боли, завоеванию половины мира и…

Светлая грусть, которая вдохновляет трудиться и заставляет дышать полной грудью — вот послевкусие постановки. А также жгучеее любопытство — подписаться на соцсети Женского симфонического оркестра и/или Ксении Жарко, чтобы не пропустить возможные спектакли с их участием — это действительно увлекательная способность показывать музыку, а уже через музыку — великие судьбы…

Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фотографии Анны Леонтьевой можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.