Исчезнувший велосипедист из Воронежа

С 12 по 18 декабря прошли гастроли* Никитинского театра из Воронежа, успевшего за время своего существования прославиться, заработав несколько номинаций на «Золотую маску». Москвичам в эти дни посчастливилось увидеть часть репертуара: необычные, рискованные спектакли, способные удивить даже бывалого театрала.
В частности, таким является «Исчезнувший велосипедист», показанный на сцене Открытого театрального пространства «Арт-платформа» 14 декабря. Это первая (и на данный момент единственная) постановка по одноименной пьесе Константина Костенко. Режиссеру и художнику спектакля Борису Алексееву удалось создать одновременно смешной и очень жуткий спектакль на тему поиска себя в обертке пародийного детектива.

Из пункта А в пункт B вышел пешеход. Из пункта B в пункт А выехал велосипедист. Вот только в этот день они так и не встретились в обозначенной условиями задачи точке С, потому что велосипедист пропал. Следователь N берется за расследование этого запутанного дела, в центре которого оказываются самые различные «персонажи» учебника по математике за пятый класс. Невольным его напарником становится Пешеход из вышеупомянутой задачи. Вместе они изучают историю жизни пропавшего, пытаясь понять, что же все-таки с ним случилось. Все по канонам классических детективов: допрашивают семью подозреваемых, его врагов, его знакомых… А потом внезапно узнают о существовании некой другой реальности за пределами их вселенной, отчего в истории начинают появляться элементы научной фантастики.

Сюжет, поначалу напоминающий какую-то детскую детективную загадку, постепенно приобретает очертания антиутопии, когда мы подробнее изучаем устройство мира, в котором герои существуют. Их образ жизни до боли однообразен: всё, от рода деятельности до распорядка дня, предопределено заранее. Имен у них нет, только профессии, опять же, установленные в тексте задачи. Даже голоса у них карикатурные, напоминающие скорее любительскую озвучку какого-то иностранного фильма, нежели человеческую речь. У них нет никакого права на личность. Единственный, кто приобретает по мере повествования человеческие черты, как раз таки, пропавший велосипедист. Его характер, привычки, мечты, вырисовываются намного четче, чем у главных действующих лиц.

Чем сильнее закручивается сюжет, чем больше про него узнаешь, тем сильнее хочется узнать ответ – неужели он все же решился на побег? Или же его попросту кто-то убил?
На сцене – минимум декораций, актеры играют по большей части в пустом замкнутом пространстве. Внимание то и дело привлекает стена на заднем плане, прячущая от глаз зрителя часть сцены. Там, за стеной, находится «другой» мир, настоящий, но попасть туда, или хотя бы взглянуть на него, нам не дают. Действие переходит от размышлений о том, что там находится, сразу к концу истории, вслед за текстом пьесы полностью пропуская произошедшее с героями в той реальности. Словно, попадая туда, они оказываются не только вне границ учебника, но и вне своей истории. Но мы этого не видим. Вместо этого нам преподносят довольно разочаровывающую развязку. После всего увиденного (или, точнее, услышанного от персонажей), концовка, возвращающаяся к детективным клише, предсказать которую сможет практически любой, оставляет странное послевкусие. Слишком много вопросов, выходящих за рамки заданного жанра, остались без ответа.

Эпилог сухо сообщает о том, что все случившееся никак не повлияло на мир вокруг. Население учебника по математике так и продолжает выполнять однотипную работу, не пытаясь вырваться в мир «вне». И остается лишь вопрос: а можешь ли ты, зритель, сам решиться на что-то, способное изменить твою жизнь?

*«Большие гастроли» в Москве Никитинского театра (г. Воронеж) прошли при поддержке Министерства культуры Российской федерации ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ».

Мария Кладиева специально для Musecube
Фотографии Ольги Кузякиной можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.