На открытии дней Республики Сербской Национальный театр Республики Сербской на сцене театра «Приют комедианта» показал Петербургским зрителям остросоциальный спектакль «Сыновья умирают первыми» по пьесе Мате Матишича, основанной на реальных событиях в постановке Марко Мисирача.
Спектакль «Сыновья умирают первыми» отсылает зрителя к событиям югославских войн и рассказывает печальную историю о том, как пожилые родители мечтают найти и похоронить своего сына.
Республика Сербская (не путать с Сербией) — это одно из государственных образований на территории нынешней Боснии и Герцеговины, расположенное во внутренней части Балканского полуострова, основанное в 1992 году после распада Югославии. Республика включает в себя населенные сербами северные и южные районы Боснии и Герцеговины.
Для жителей Сербской Республики война еще совсем недавно была частью повседневной жизни. Это не далекие воспоминания, а недавние события, унесшие жизни родных и близких, в каждой семье найдется воевавший и погибший родственник.
Пожилые супруги Яков и Ранка потеряли на войне двух сыновей, один из них остался инвалидом, а второй погиб при невыясненных обстоятельствах. Они мечтают о том, чтобы найти останки своего сына и захоронить его на родной земле. В стране постоянно происходят раскопки и опознание новых тел, открытие каждой новой братской могилы дает им надежду, но тело так и не найдено. Внезапно на пороге появляется незнакомец, готовый за большие деньги помочь в поиске останков.
Единственный сын Якова и Ранки – Мичун, решает своими силами бороться с мафией и пытается с помощью шантажа узнать места захоронения солдат. Он готовится выкопать покойных родственников людей, обладающих властью и перезахоронить в лесу, чтобы представители власти и на своем собственном опыте ощутили, как тяжело, когда от близких не остается даже могил.
Спектакль наполнен черным юмором и самоиронией. Несмотря на печальный сюжет, большая часть спектакля это все-таки комедия (которая внезапно превращается в трагедию), но, как бы ни был страшен сюжет, режиссер подходит к нему таким образом, что невозможно сдержать смех. Борьба Мичуна с мафией абсолютно комедийна.
В понимании российского зрителя война – это нечто далекое и священное, мы не привыкли относиться к войне с цинизмом. Однако, циничное отношение к войне Марко Мисирача оправдано тем, что в действительности война для жителей Сербской республики – это то, с чем они живут по сей день, то, что пытаются пережить и с последствиями чего им каждый день приходится бороться.
Война для героев пьесы не закончена, они по-прежнему живут прошлым, постоянно вспоминая боевые действия, говоря о покойном сыне, как о живом, обсуждая его личную жизнь.
Актеры играют реалистично. Страшно, когда люди спокойным голосом разговаривают об ужасах, которые происходили совсем недавно. Многим Сербам действительно приходилось искать своих погибших родственников годами. В конце спектакля пожилые супруги все так же, как и вначале ведут разговор о поисках военных захоронений, а на заднем плане стоят гробы с родственниками, погибшими накануне.
Основной посыл спектакля понятен. Современная война – это не про героизм и не радость победы. Война – это бесконечная боль, порождающая ненависть. Как бы ни хотелось разобраться с военным прошлым, не стоит забывать и о будущем, а бесконечное перемалывание прошлого делает его невозможным. Живые люди всегда должны оставаться в приоритете, и именно им необходима помощь и поддержка.
Галина Супрунович специально для Musecube
Фото Дарьи Пичугиной
Добавить комментарий